БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121а явлений, то в его импрессио-нистич. текучести; преим. же он был устремлён к художеств. ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художеств. орудие, позволяющее возводить факты "опыта" к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте. Наиболее общие черты доктрины С.: иск-во - интуитивное постижение мирового единства через символич. обнаружение "соответствий" и аналогий; муз. стихия - праоснова жизни и иск-ва; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутр. жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магич. силу поэтич. речи; обращение к древнему и ср.-век. иск-ву в поисках генеалогич. родства. При всём разнообразии духовных ориентации символистов (от богоборчества А. Рембо и социального пафоса Э. Верхарна до католицизма П. Клоделя) С. как явление культуры в целом соприкасался с платонич. и христианскими символич. концепциями мира и культуры.

Стремясь прорваться сквозь покров повседневности к "запредельной" сущности бытия, С. в мистифициров. форме, подчас отягчённой индивидуалистич. декадентством, выражал протест против торжества бурж. мещанства, против позитивизма и натурализма в искусстве. Социальному и физиологич. детерминизму натурализма с его теориями "среды и наследственности" С. противопоставил свободу творч. воли и поэтич. воображения, не ограниченных законами "внешней" действительности. Идеалистическая доктрина С. принадлежит к кризисным явлениям, но творчество его крупных художников несёт общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь о духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов. Поэты-символисты усилили многосмысленность поэтического образа, сообщив малым лирическим жанрам новые выразительные возможности; обогатили поэзию принципами муз. композиции; стремясь, вслед за Вагнером, к синтезу разных иск-в, способствовали их сближению в 20 в.

Русский символизм воспринял от западного многие филос. и эстетич. установки (в значительной мере преломив их через учение B.C. Соловьёва о "душе мира"), однако обрёл нац. и социальное своеобразие, связанное с обществ. потрясениями и идейными исканиями предреволюц. десятилетий.

Выступления рус. "новых поэтов" на рубеже 80-90-х гг. (Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус и др.) отразили общедекадент. тенденции как следствие кризиса либеральных и народнич. идей. Но приход в лит-ру В. Брюсова (сб-ки "Русские символисты", 1894-95, с его стихами), К. Бальмонта, Ф. Сологуба, внедрявших собственно символистскую поэтику, и особенно "третья волна" рус. С. в нач. 20 в. (поэтич. сб-ки И. Анненского и Вяч. Иванова, творчество "младших символистов" - А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса, С. Соловьёва и др.) превратили С. в самостоят. литературно-филос. течение и важный фактор рус. культурно-духовной жизни, идейно-художеств. смысл к-рого несводим к декадентству (организац. центры-изд-ва "Скорпион", "Гриф" и "Мусагет", журналы "Весы", "Золотое руно", "Перевал", частично "Мир искусств"). Рус. поэты-символисты с мучит. напряжённостью переживают проблему личности и истории в их "таинственной" связи с "вечностью", с сутью вселенского "мирового процесса". Внутр. мир личности (любовь, одиночество, тоска по "цыганской" воле или по космич. "развоплощению" у лирич. героев Блока и Белого) -для них показатель общего трагич. состояния мира (в т. ч. "страшного мира" российской действительности, обречённого на гибель), резонатор природных и подпочвенных ист. стихий и вместилище пророч. предощущений близкого обновления. Специфич. восприятие эпохи реализовалось в виде особых знамений-символов - природных и бытовых (зори, закаты, рассветы, пожары), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых, - в сознании символистов равно восходящих к общему движению мировых судеб. При этом С. нередко мыслится как "жизнетворчество", выходящее за пределы иск-ва, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть ист. разрыв между людьми (А. Белый), между художником и народом (статьи Вяч. Иванова).

По мере осмысления опыта Революции 1905-07, в к-рой символисты увидели начало осуществления своих эсхатологич. и катастрофич. предчувствий, выявляется (в 1909-10) разное отношение к "старой" культуре, полярность концепций ист. развития России, идеологич. симпатий, что предрешило кризис и распад символистского движения в 1910-е гг. Неприятие социальной революции низов привело Мережковского и Гиппиус к враждебному восприятию Октября и к эмиграции. Осознание новых событий как завершения "петербургского периода" рус. истории (роман А. Белого "Петербург", 1916), как "возмездия" (поэма Блока "Возмездие", 1922) и мечта о близкой смене форм культуры и быта, вплоть до "человеческой породы" (Блок), привели наиболее значит. поэтов (Блока, Белого, Брюсова) к приятию Октябрьской революции 1917.

Героико-трагич. переживание социальных и духовных коллизий начала века, равно как и открытия рус. символистов в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 в.

С. в изобразительном искусстве. Возникший в той же идеологич. среде, что и лит. С;, во многом связанный с ним общими идейно-духовными тенденциями и общей эволюцией, С. в сфере изобразит. иск-ва (в основном живописи и графики) тем не менее крайне разнолик, лишён единой эстетич. программы и стилистич. единства.

В 1860-1880-е гг, нек-рые черты С. (стремление уйти от гнетущей повседневности, постичь мир в его вневрем. "красоте", обрести "идеальность", "чистоту" иск-ва прошлого и вместе с тем сообщить традиц. образам некое символич. созвучие с современностью) в разной мере присущи поздне-романтич. движению прерафаэлитов в Англии, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастерам классицизирую-щего неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации иск-ва различных ист. эпох, к мотивам антич. мифологии, евангельским сюжетам, ср.-век. легендам. Общим для всех проявлений С. в изобразит. иск-ве вплоть до 1890-х гг. остаётся лишь их полная зависимость от лит-ры (причём менее всего от лит-ры С.) в эле-гич. идеализации минувших эпох. Чисто лит. аллегории воплощались в традиц. для 19 в. формах - средствами классицизма, романтизма, натурализма, либо в эклектич. смешении их приёмов. Одновременно свойственная художникам С. склонность к стилизации, часто принимавшей эклектич. салонный характер, сочеталась с претенциозно мистич. аллегориями (обычно - "смерти", "любви", "страдания", "ожидания", "судьбы"), с изощрённой фантастикой (как правило, состоявшей в парадоксальном соединении естеств., природных форм с ирреальными видениями), то манерно утончённой (Г. Моро во Франции), то натуралистически "осязаемой" (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти X. Тома в Германии), то изменчиво-неопределённой (О. Редон во Франции), то исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии). В кон. 1880-х гг. во Франции во главе т. н. понт-авенской школы выступают, программно объявляя себя символистами, Э. Бернар и П. Гоген, стремившийся к созданию лаконичных и замкнутых в себе, "синтетич." образов, т. е. самостоят. живописных символов. С этого времени С. в изобразит. иск-ве вступает в качественно новую фазу развития: символ всё чаще выражается не сюжетно, а самой формой изображения. (В широком смысле в творчестве как Гогена, так и др. мастеров постимпрессионизма -П. Сезанна, В. ван Гога, закладывается основа того "символич." художеств. мышления, к-рое будет характерно для иск-ва 20 в. в целом, во множестве его последующих направлений.) С 1890-х гг. как во Франции (группа "набм" - М. Дени и др.), так и в др. странах С. становится определяющим элементом в поэтике "модерна". Мастера "модерна" пытаются наполнить форму активным духовно-эмоциональным содержанием, передать тревожащую неустойчивость мира, в противовес ей установить определённые общие "формулы жизни", своего рода единую систему мотивов-символов, найти некую "неизменную" символику каждого цвета, выявить всё объединяющее муз. начало в ритмич. строе рисунка и композиции. Они разделяют характерную для С. в целом утопич. веру в "жизнетворящую" миссию иск-ва, в необходимость синтеза всех иск-в. В творчестве многих представителей "модерна." сказываются и кризисные тенденции С.,рецидивы декадентства с его индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом - аффектация, утрированная чувственность, иррациональность образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт, Э. Шиле в Австрии), туманный мистицизм (Ф. Кнопф в Бельгии),-"демоническая" эротика (О. Бёрдсли в Англии), религ. экзальтация (Я. Тороп в Нидерландах).

Особое место в живописи С. занимает близкое к "модерну" сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой, творчество М. К. Чюрлениса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", ряд мастеров кон. 19 - нач. 20 вв. сообщает символич. образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, порой зло шаржированной, намеренно