БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 народности и развитии феод. отношений. В С. значит. успехов достигли орошаемое земледелие, ремесло. Рост крупного землевладения и сепаратизм феодалов привели в 9 в. к распаду гос-ва С. на многочисленные уделы. М. Н. Пак.

СИЛЛАБЕМА (от греч. syllabe- слог), 1) слог, характеризующийся общими взаимопроникающими признаками, когда невозможно определить, принадлежит ли данный признак согласному или гласному (напр., для праслав. языка реконструируется система фонологич. противопоставлений, в к-рой признак твёрдости-мягкости принадлежит всему слогу, а не отд. фонемам).

2) Слог как целостная фонологич. единица, аналогичная фонеме. Понятие С. используется в случаях, когда конкретная слоговая структура несущественна для целей исследования (напр., в метрике). 3) Знак силлабического письма.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от греч. syllabe - слог), слоговое письмо; вид звукового (фонетического) письма, в к-ром знак (силлабема) передаёт звучание последовательностей согласных и гласных фонем или одних гласных (чаще звучание открытых слогов, см. Письмо). Чисто силлабич. системы письма - т. н. кипрский силлабарий, ряд эфиопских, инд. письменностей (кхароштхи, брахми и происходящие от них системы, в т. ч. письменности Тибета, Индокитая, Индонезии), искусственно созданные системы письма чероки (Сев. Америка), ваи (Либерия), менде (Сьерра-Леоне). Словесно-силлабич. письменности (сочетания словесных письменных систем с силлабической)-японская, древнекорейская, поздняя клинопись (аккадская, хеттская, письмо Библа), иероглифич. лувийское письмо. Возможна интерпретация в качестве С. п. др.-перс. клинописи, протосемитского письма и нек-рых егип. иероглифов.

Лит.: Д и р и н г е р Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Cohen M., L'ecriture, Р., 1953; Friedrich J., Geschichte der Schrift, Hdlb., 1966. М. А. Журинская.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преим. языкам с постоянным ударением (во франц. - на последнем слоге, в польском - на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется количеством слогов в строке. Соизмеримость многосложных размеров с трудом улавливается слухом, поэтому длинные строки обычно расчленяются на полустишия цезурой, имеющей ритмообразующее значение (в С. с. тюркоязычных народов, в нар. сербском и др. встречаются стихи с двумя цезурами). В рус. поэзии С. с. преобладало с сер. 17 в. до 30-х гг. 18 в. Господствующие размеры - 13-сложник с цезурой на 7-м слоге и 11-сложник с цезурой на 5-м. После реформы Тредиаковского - Ломоносова (см. Силлабо-тоническое стихосложение) С. с. быстро вышло из употребления.

Лит.: Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Ахметов 3. А.. Казахское стихосложение, А.-А., 1964; Теория стиха. Сб. статей Л. 1968; V е г г i е г P., Le vers francais, v. 1 - 3, P., 1931-32; Sylabizm, Wroctaw, 1956. В. Е. Холшевников.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение), одна из форм тонического стихосложения, осн. на регулярном чередовании сильных слогов, по к-рым распределяются ударения, и слабых, на к-рые ударения не падают. Осн. размеры: двусложные, в к-рых между сильными слогами находится один слабый, - хорей -
[2324-3.jpg]

(знаком-обозначается сильный слог, знаком
[2324-4.jpg]

слабый; пример: Буря мглою небо кроет) и ямб
[2324-5.jpg]

(Пора, пора, рога трубят), и трёхсложные, в к-рых между сильными слогами располагается по два слабых,- дактиль -
[2324-6.jpg]

(Вырыта заступом яма глубокая), амфибрахий
[2324-7.jpg]

(Идёт вдохновенный кудесник) и анапест
[2324-8.jpg]

(За великое дело любви). Названия размеров заимствованы из антич. метрич. стихосложения, в к-ром в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутр. структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных - с другой, одинакова; отличаются они анакрусой - ритмич. зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Рус. теоретики 18-19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, напр. хорей
[2324-9.jpg]

Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность рус. стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Напр., в стихе "Возлюбленная тишина" пропущено метрич. ударение на 2-й и 3-й стопах:
[2324-10.jpg]

Объясняется это тем, что в рус. языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогат. стоп: пиррихия
[2324-11.jpg]

и спондея - -, способных замешать основные. Так, в стихе "Здесь в мире расширять науки" -
[2324-12.jpg]

первая стопа - спондеи, вторая - пиррихий, остальные - ямбы. Большинство современных русских стиховедов отказались от стопной теории, продолжая, однако, пользоваться для удобства её терминологией. Пиррихии придают рус. ямбам и хореям ритмич. разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрич. ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще. В рус. поэзии С.-т. с. было введено в поэтич. практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с сер. 17 в. силлабическое стихосложение. Рус. поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонич. стиха - вольный стих, преим. ямб, в к-ром неупорядоченно чередуются стихи от одностопных до шестистопных (басни И. А. Крылова; "Горе от ума" А. С. Грибоедова); в вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные стихи.

С.-т. с. в каждом языке, где оно существует, своеобразно. Так, в нем. яз. в многосложных словах может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два слога, поэтому пиррихии редки, ритмич. разнообразие создаётся чередованием ударений разной силы. В англ. яз. много односложных слов, поэтому в двусложных размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением С.-т. с. встречается реже и менее упорядочено. Напр., в чешских ямбах не обязательно ударение на последнем сильном слоге; в польском стихе часто встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый; такой силлабо-тонический стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабич. стихом.

Лит.: Белый А., Символизм, М., 1910; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925; Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1.929; его же, Стих и язык, М.- Л., 1959; Ш е н г е л и Г. А., Техника стиха, М., 1960; Т и м о ф е е в Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; X о л ш е в н и к о в В. Е., Основы стиховедения, Л., 1972; Гаспаров М. Л., Современный русский стих, М., 1974.

В. Е. Холшевников.

"СИЛЛАБУС" (позднелат. syllabus -перечень), "П еречень главнейших заблуждений нашего времени", издан Пием IX 8 дек. 1864 в приложении к энциклике "Кванта кура" ("Quanta сига"). В 80 параграфах "С." перечисляются "главнейшие заблуждения и ложные учения", осуждённые Пием IX в его энцикликах, посланиях и др. документах со времени вступления на папский престол. В "С." осуждаются прогрессивная научная и обществ. мысль, свобода совести, отделение церкви от гос-ва, рационализм, демократия, социализм и коммунизм - всё, что противоречит интересам и учению церкви, её притязаниям на первенствующую роль в обществе и гос-ве и притязаниям папства на светскую власть. Заключит. абзац "С." осуждает тезис либерального католицизма о том, что "римский первосвященник может и должен примириться и согласоваться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией". Осн. положения "С." вошли в постановления 1-го Ватиканского собора (1870). В 1907 при Пии X был издан декрет "Ламентабили" ("Lamentabili") - новый "С.", в 65 параграфах к-рого осуждены идеи модернизма в католицизме.

СИЛЛАМЯЭ, город республиканского подчинения в Эст. ССР. Расположен на берегу Финского зал. (Балтийское м.), в 3 км от ж.-д. станции Вайвара (на линии Таллин - Ленинград). 15,5 тыс. жит. (1975). Горный техникум.

СИЛЛАНПЯ (Sillanpaa) Франс Эмиль (наст. имя; псевд.- Э. Сювяри и Сарви) (16.9.1888, Хяменкюрё,-3.6. 1964, Хельсинки), финский писатель. Учился в Хельсинкском ун-те. В романе "Праведная бедность" (1919, рус. пер. 1964) из жизни фин. крестьянства реалистически рассказано о гражд. войне 1918 в Финляндии. Повесть "Хилту и Рагнар" (1923) - о трагич. истории дочери главного героя "Праведной бедности". В романе "Усопшая в юности" (1931) С. показал проникновение бурж. отношений в фин. деревню и судьбу разорённых крестьян. Для сб. новелл "Дети человеческие в шествии жизни" (1917), романов "Жизнь и солнце" (1916), "Путь мужчины" (193