БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с к-рым был тесно связан молодой С. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещённая солнцем" (1888; обе в Третьяковской гал.). В этих произв. С., воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел гл. свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедит. пластич. истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего рус. импрессионизма. С нач. 1890-х гг. портрет стал осн. жанром в творчестве С., приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистич. начало. Излюбленными моделями С. становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898,- все в Третьяковской гал.). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й пол. 1880-х гг., С. теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистич. черты сказываются подчас лишь в композиц. построении портрета, характере движения портретируемого.

Получив широкую известность, став в 1894 чл. Товарищества передвижных художеств. выставок (см. Передвижники), С. вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты вел. кн. Павла Александровича, 1897, Третьяковская гал.; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903,- оба в Рус. музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произв., С. всё более последовательно использовал линейно-ритмич. начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преим. детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутр. движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Рус. музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская гал.). С. часто обращался к различным графич. техникам - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская гал.), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразит. средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909,- оба в Третьяковской гал.; многочисл. рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, Третьяковская гал., Рус. музей и др. собрания). В 1890-х -нач. 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крест. темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествоват. элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская гал.; "Баба в телеге", 1899, Рус. музей). В дальнейшем в картинах на крест. сюжеты нарастало активно-романтич. начало, выявленное в декоративном решении ("Стригуны на водопое", пастель, 1904, Третьяковская гал.). В поздний период (нач. 1900-х гг.) С. связан с "Миром искусства" (чл. объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистич. исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн'', неизменнно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистич. постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологич. характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В сер. 1900-х гг. С. создаёт неск. героич. портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистич. личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его обществ. значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) - оба в Третьяковской гал.]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской гал.), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Рус. музее) С., выявляя нек-рые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловл. черт в человеке.

В, А. Серов, Портрет работы художника И. Е. Репина. Уголь. 1901. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?". Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.

В. А. С ер о в. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея. Москва.

Демократич. убеждения С. ярко проявились в годы Революции 1905-07: он создал ряд сатирич. рисунков, разоблачающих карателей; будучи действит. членом петерб. АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве С. занимала ист. живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значит. ист. событий, она близка ист. живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Рус. музей), глубиной постижения ист. содержания эпохи ("Пётр I", темпера, 1907, Третьяковская гал.; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561). В последние годы жизни С. создал неск. вариантов картин на сюжеты из антич. мифологии. Сочетая условность мифологич. образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греч. архаики, С. даёт собств., свободную от классицистич. нормативности интерпретацию античности. Лучшие произв. С. принадлежат к вершинам рус. реали-стич. иск-ва. Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Илл. см. на вклейке к стр. 320-321, а также т. 7, табл. XII (стр. 208-209), т. 9, вклейка к стр. 185, т. 11, стр. 427.

С о ч.: В. А. Серов. Переписка, Л.- М.,

Лит.: Грабарь И. Э., В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В. А. Серов, М., 1974.

Д. В. Сарабьянов.

СЕРОВ Василий Матвеевич (29.12.1878, Хвалынск, ныне Саратовской обл.,-сент. 1918, Чита), участник революц. движения в России, один из руководителей борьбы за Сов. власть в Бурятии. Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в семье кустаря. Окончил Казанский учительский ин-т (1899), работал учителем в Аткарске. С 1902 вольнослушатель Петерб. ун-та, руководил с.-д. студенч. кружком. Участник Революции 1905-07. В 1907 избран деп. 2-й Гос. думы от Саратовской губ., чл. большевистской части с.-д. фракции. Делегат 5-го съезда РСДРП (1907). В кон. 1907 вместе с др. с.-д. депутатами Думы приговорён к 5-летней каторге, затем - ссылке в Вост. Сибирь, где продолжал революц. деятельность. С марта 1917 до авг. 1918 пред. Верхнеудинского совета. В авг. 1918 схвачен белогвардейцами в Чите и после зверских пыток казнён. В 1959 в Улан-Удэ С. установлен памятник.

Лит.: [Вартанова А. А., М и р о н о в Н. А.], Борцы за власть Советов в Бурятии, Улан-Удэ, 1958; С е р о в а Н. В., Василий Серов, М., 1958.

СЕРОВ Владимир Александрович [8(21). 7.1910, с. Эммаус, ныне Калининской обл.,- 19.1.1968, Москва], советский живописец и график, нар. художник СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1954). Чл. КПСС с 1942. Учился в ленингр. АХ у В. Е. Савинского (1927-31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931-1933). Преподавал в ленингр. АХ (1933-1942). 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР (1960-68). Президент АХ СССР (1962-68). Оставаясь в период блокады Ленинграда 1941-43 на посту председателя Ленингр. отделения Союза сов. художников, активно участвовал в обороне города и мобилизации художников на борьбу с врагом (маскировка объектов, создание плакатов и листовок). С. работал преим. в области историко-революц. живописи, создавая произведения, отмеченные идейной целеустремлённостью, ясностью композиции и чёткостью рисунка ("В. И. Ленин провозглашает Советскую власть", 1947, КНР, вариант -1962, Третьяковская гал., Гос. пр. СССР, 1948; "Ходоки у В.И.Ленина", 1950, Центр, музей В. И. Ленина, Москва, Гос. пр. СССР, 1951; "Зимний взят", 1954, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 377; "Декрет о мире", "Декрет о земле", обе - 1957, Третьяковская галерея). С. выступал также как автор портретов (портреты участников боёв под Ленинградом, 1942-44, Русский музей, Ленинград, и другие музеи), пейзажей ["Горки Ленинские (Зимний день)", 1953, Костромская областная картинная галерея], плакатов ("Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!", хромолитография, 1944), книжных иллюстраций (к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жит