БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121басу осн. звук субдоминанты.


К ст. Сенегал. 1. Одна из центральных улиц Сен-Луи. 2. Бело-синяя ткань. Кон. 19 - нач. 20 вв. Британский музей. Лондон. 3. Народное жилище. 4. Мечеть в Рюфиске. 1-я пол. 20 в. 5. Торговая палата в Дакаре. 6. Административное здание на площади Освобождения в Дакаре. 7. "Лань". Дерево. 8. Амаду Йоро Б а. "Композиция". Рисунок тушью. 9. Папа Ибра Талл. "Портрет". 10. И б у Д и у ф. "Возвращение синих людей". (6-10 - 1950-60-е гг.)

К ст. Сербия. 1. Окно церкви Лаэарица в Крушеваце. 1370-74. 2. Церковь Успения богородицы в монастыре Студеница. 1183-96. 3. М. Лояница, Б. Йованович, П. Ц а г и ч. Жилой комплекс Юлино-Брдо в Белграде (фрагмент). 1967-70. 4. Церковь монастыря Сопочани. 1264-65. 5. С. Джорджевич. Фильтровальная станция городского водопровода в Нови-Саде. 1961. 6. В. Ивкович, Д. Менегело,С. Ненадович, Н. Трбоевич, В. Матичевич. Аэровокзал аэропорта "Белград". 1962. 7. И. Антич, И. Распоповнч. Музей современного искусства в Белграде. 1965. 8. Окно церкви монастыря Каленич. 1405-13. 9. Церковь Лазарица в Крушеваце. 1370-74. 10. С. Мандич, М. Пантович. Площадь Партизан в Титово-Ужице. 1957-61.

К ст. Сербия. 1. Голова ангела. Фреска в церкви монастыря Милешева (фрагмент). Около 1235-36. 2. Фрагмент фрески "Успение" в церкви монастыря Сопочани. Около 1265. 3. "Св. Николай". Икона в церкви монастыря Дечани (фрагмент). Около 1350. 4. Д. А в р а м о в и ч. Портрет Вука Караджича. 1840. 5. Дж. К р с т и ч. "Местечко Баба-Кай". 1907. 6. Д ж. Я к ш и ч. "На страже". 1870-е гг. 7. Л. В у я к л и я. "Хлеб и соль ". Ковёр. 1955. 8. Й. Биелич. "Бихич". 1918. 9. Н. Петрович. "Цыганка в красном платке". 10. Т. Р о с а н д и ч. Автопортрет. Дерево. Музей Т. Росандича. Белград. 11. П. Д о б р о в и ч. "Старый Беш". 1940. (4-6, 8 - Народный музей, Белград; 9, 11 - Музей современного искусства, Белград.)

К ст. Серебро. 1. Амфора древнегреческой работы из Чертомлыкского кургана (Днепропетровская область, УССР). 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Блюдо (Аугсбург, Германия). 1-я пол. 17 в. 3. Ахеменидский рятон (Древний Иран). 5 в. до н. э. Британский музей. Лондон. 4. Сасанидское блюдо (Древний Иран). 4 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 5. Звёздчатый колт из Тульского клада. 12 в. 6. Братина московской работы. 1-я пол. 17 в. 7. Ф. Каннилла (Италия). Подсвечники. Около 1960. Частное собрание. Италия. 8. X. К. ванде Велде (Бельгия). Кофейный сервиз. 1922. Музей художественных ремёсел. Цюрих. 9. Г. М. Магомедов (Кубачи, Дагестанская АССР). Декоративная ваза. 1967. Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Москва. (2, 5, 6 - Оружейная палата, Москва.)

К ст. Сеул. 1. Дворец Доксу. 16 в. 2. Павильон Кёнхверу в парке дворца Кёнбоккун. 1410. Э. Тонхвамун, главные ворота дворца Чхандок. 15 - 17 вв. 4. Кванхвамун, главные ворота дворца Кёнбоккун. 1394. На заднем плане - правительственное здание (1960-е гг.). 5. Дворец Сокджоджон (ныне - Национальный музей). 1900-11. 6. Комплекс жилых зданий. 1960-е гг. 7. Педагогический центр на горе Намсан. 1960-е гг. 8. Район трущоб. 9. Телевизионная башня на горе Намсан. 1970.

К ст. Сибирь. 1. Отроги Борщовочного хребта. 2. Тайга в Красноярском крае. 3. Алтайский заповедник. 4. Обский Юган. Разлив. 5. "Якутские Столбы" на р. Лена. в. В Якутии. 7. Болота с озерками на Таймыре. 8. Тундра в Красноярском крае.

К ст. Сибирь. 1. Красноярская ГЭС. 2. Ангарск. Нефтехимический завод. 3. Талнах. Рудник "Маяк". 4. Хакасская автономная область. В ковыльной степи. 5. На полях опытно-производственного хозяйства в Омской области. в. На строительстве железной дороги Бам - Тында. 7. Тюменская область. Река Иртыш.

К ст. Сикейрос. 1. "Крестьянская мать". 1929. Музей современного искусства. 2. "Наш нынешний образ". 1947. Музей современного искусства. 3. "Взрыв в городе". 1935. Собрание А. Каррильо Хиль. 4. "Пытка Куаутемока". Фреска. 1951. Дворец изящных искусств. 5. "Народ - университету, университет - народу". Рельефная мозаика, этилсиликат. 1952-54. Ректорат университета. 6. "Смерть рабочего". Фреска. 1952-55. Госпиталь Ла Раса. 7. "Объединение наций" (деталь композиции "Социальное обеспечение рабочих при капитализме и социализме"), фреска. 1952-55. Госпиталь Ла Раса. 8. "Солдат революции". 1957. Собрание А. О. Альбы. (1-8 - Мехико; 2-4, 6-8 - пироксилин.)


СЕПТЕТ (нем. Septett, от лат. septem -семь), муз. ансамбль из семи исполнителей, а также муз. произведение для этого ансамбля.

СЕПТИК (англ, septic, от греч. septikos - гнилостный, гнойный), сооружение для очистки небольших количеств (до 25 л3, реже до 50 м3 в сутки) бытовых сточных вод. С. представляет собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из 1-3 камер, через к-рые последовательно протекает сточная жидкость. Предварительно обработанные (осветлённые) в С. сточные воды подвергаются затем биологич. очистке на полях подземной фильтрации или в песчано-гравийных фильтрах. В С. задерживается до 90% взвешенных веществ.

СЕПТИМА (от лат. septima - седьмая) в музыке, один из интервалов, а также одна из ступеней.

СЕПТИМИЙ СЕВЕР Луций (Lucius Septimius Severus) (146-211), римский император в 193-211, основатель династии Северов. Был квестором, нар. трибуном, управлял мн. провинциями, был консулом, сенатором. С 190 командовал войсками в Германии. Императором провозглашён паннонскими легионами. Опирался на солдат, к-рым дал ряд привилегий (уравнение легионеров с преторианской гвардией и др.). Проводил последовательную антисенаторскую политику. Управлял с помощью императорского совета, включавшего видных юристов, и возросшего при нём бюрократич. аппарата, комплектовавшегося зачастую из военных. При С. С. была введена цензуальная система налогообложения и принудит. повинностей (трудовых, военных и др.). С. С. укрепил дунайскую, рейнскую, британскую и восточную границы империи.

СЕПТОЛЬ (от лат. Septimus - седьмой) в музыке, ритмич. фигура; см. Ритмическое деление.

СЕПТОРИОЗЫ, болезни растений, вызываемые грибами рода Septoria и характеризующиеся образованием, гл. обр. на листьях, небольших, преим. округлых (на злаках вытянутых) пятен, более тёмных на периферии и светлых, иногда почти белых в центре. С. наз. также белой пятнистостью. Наиболее распространены и вредоносны С. злаков (возбудители Septoria graminum, S. nodorum и др.), томата (возбудитель S. lycopersici), смородины и крыжовника (возбудитель S. ribis).

С. поражаются также просо (возбудитель S. panici-railiacei), конопля (S. cannabis), соя (S. glycines), виноград (возбудитель S. ampelina) и мн. др. растения. Сохраняется большинство возбудителей С. на растит. остатках. Распространение спор и заражение растений происходит во влажную погоду при набухании пикнид. При сильном поражении больные листья и побеги засыхают, стебли буреют, сморщиваются и часто перегибаются, наблюдается преждеврем. опадание листьев, отмирание колосковых плёнок и недоразвитие зерна (у злаков). Меры борьбы: уничтожение растит. остатков; применение севооборотов (при возделывании однолетних культур); опрыскивание растений фунгицидами; выращивание устойчивых или менее поражаемых сортов; внесение полного минерального удобрения.

Лит.; Пересыпкин В. Ф., Сельскохозяйственная фитопатология, М., 1969.

М. И. Дементьева.

СЁРА (Seurat) Жорж Пьер (2.12.1859, Париж,-29.3.1891, там же), французский живописец и график, основатель и лидер неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Учился в Париже в Школе изящных искусств (1878-79). Писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптич. эффекты, С. пытался создать науч. основу для решения колористических, свето-воздушных и пространств. задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись С., с её мозаи-чески-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер ("Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт", илл. см. т. 17, стр. 467). Для работ С. (особенно последних, близких к стилистике "модерна") характерно также тяготение к масштабам и возможностям монументальной живописи ("Цирк", 1890-91, Музей импрессионизма, Париж). Илл. см. также т. 22, табл. X, стр. 128-129.

Лит.: R e w a I d J., Georges Seurat, N. Y., 1946; H a u k e C. d e, В r a m e P., Seurat etson ceuvre, v. 1 - 2, P., 1962.

СЕРА (лат. Sulfur) S, химич. элемент VI группы периодич. системы Менделеева; ат. н. 16, ат. м. 32,06. Природная С. состоит из четырёх стабильных изотопов: 32S (95,02%), 33S (0,75%), 34S (4,21%), 36S(0,02%). Получены также искусств. радиоактивные изотопы 31S (T1/2 = 2,4 сек), 35S (T1/2 = 87,1 сут), 373(Т1/2= 5,04 мин).

Историч. справка. С. в самородном состоянии, а также в виде сернистых соединений известна с древнейших времён. Она упоминается в Библии, поэмах Гомера и др. С. входила в состав "священных" курений при религ. обрядах; считалось, что запах горящей С. отгоняет злых духов. С. давно стала необходимым компонентом зажигат. смесей для воен. целей, напр. "греческого огня" (10 в. н. э.). Ок. 8 в. в Китае стали использовать С. в пиротехнич. целях. Издавна С. и её соед