БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121р м с е р Р., Альберт Сцент-Дьёрдьи и современная биохимия, в кн.: Горизонты биохимии, пер. с англ., М., 1964.

С. С. Кривобокова, Т. Ю. Липская.

СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение; решение, приговор; мнение, взгляд), 1) изречение нравоучительного характера: "Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать" (Пифагор); "Справедливость - доблесть избранных натур, правдивость - долг каждого порядочного человека" (В. О. Ключевский). Разновидность С.- лаконично выраженная гнома. В нем. и франц. лит-ре под С. часто понимают всякое изречение, гному или меткое запоминающееся изречение (а п о ф т е г м у). 2) В юридич. лит-ре - устаревшее назв. судебного решения, приговора.

СЕНТЕСИМО (исп. centesimo, букв.-сотая часть, от лат. centum - сто), разменная монета Панамы, Уругвая и Чили, равная 1/100 их нац. ден. единиц.

СЕНТЕШ (Szentes), город на Ю.-В. Венгрии, в медье Чонград, на одном из рукавов р. Тиса. 32,5 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел и мастерские. Пищ. (мельницы, яично-птичный комбинат, произ-во овощных консервов) и комбикормовая пром-сть; произ-во изделий точной механики.

СЕНТЕШ-ВЕКЕРЗУГ (Szentes-Vekerzug), могильник скифского времени, 6-4 вв. дон. э., близ г. Сентеш в Венгрии. В 1950-54 венг. археологом М. Пардуцем раскопано св. 150 погребений в неглубоких ямах. Преобладают трупополоения, но есть и трупосожжения (иногда в урнах). Найдены глиняные сосуды, бронз. украшения, пастовые бусы, железные ножи, наконечники копий, мечи, бронз. скифские наконечники стрел. Открыты также конские погребения (нек-рые с остатками колесниц).

Находки из погребений в Сентеш-Векерзуг.

Находки свидетельствуют о связях местного населения со скифами и фракийцами.

Лит.: Р а г d u с z M., Le cimetiere hallstattien de Szentes-Vekerzug, "Acta archaeologica Academiae scientiarum Hungaricae", 1952, № 2, 1954, № 4, 1955, № 6.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment -чувство), течение в лит-ре и иск-ве 2-й пол. 18 в. в Зап. Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение). Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутр. противоречия. Доминантой "человеческой природы" С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный бурж. практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не "разумное" переустройство мира, а высвобождение и совершенствование "естественных", чувств. Герой просветительской лит-ры в С. более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из осн. открытий и завоеваний С. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона ("Времена года", 1730), Э. Юнга ("Ночные думы", 1742-45) и Т. Грея ("Элегия, написанная на сельском кладбище", 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лишь в поэзии поздних сентименталистов (70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие "сельской" темы - массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга ("Амелия", 1752). Однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна, чьё незаконченное "Сентиментальное путешествие" (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал "нетождественность" человека самому себе, его способность быть "разным". Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистич. истолкованию, диалектика души уловима. Осн. черты англ. С. (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.) -"чувствительность", не лишённая экзальтированности, и главное - ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение С. к собственным возможностям (у Стерна).

Общеевроп. культурное общение и типологич. близость в развитии литератур (психологич. романы П. Мариво и А. Прево, "мещанские драмы" Д. Дидро, "Мать" Бомарше - во Франции; "серьезная комедия" К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока - в Германии) обусловили стремительное распространение С. Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демокра-тич. тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение "бури и натиска"). Творчество Руссо ("Новая Элоиза", 1761) - вершина европ. С. Как позднее И. В. Гёте в "Вертере", Руссо детерминирует сенти-менталистского героя социальной средой ("Исповедь"). В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро ("Жак-фаталист", "Племянник Рамо"). Под влиянием С. развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время франц. и нем. лит-ру захлёстывает волна прямых подражаний Стерну.

В России представителями С. были М. Н. Муравьёв, Н. М. Карамзин ("Бедная Лиза", 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преим. дворянский по своему характеру, рус. С. в значит. степени рационалистичен, в нём сильна дидактич. установка ("Письма русского путешественника" Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С. Совершенствуя лит. язык, рус. сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева.

Среди лит. жанров С.- элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и др. виды прозы, в к-рых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в лит-ре С. необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его "героем" биографич. легенд о нём.

Проблема творч. индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма. В. А. Харитонов.

В сценич. иск-ве С. развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутр. миру человека, характерные для С., привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля - стандартные "дворцовые" декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм - более близким к современности, появился характерный грим и др. Всё это определило накопление реалистич. тенденций в актёрском иск-ве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й пол. 18 в.- Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шредера и И. Ф. Брокмана (Германия). Влияние С. в рус. театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.

Л. А. Левбарг.

Лит.: Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Fitzgerald М., First follow nature, N. Y., 1947; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958.

СЕНТИМО (исп. centimо, от лат. centum - сто), разменная монета Испании, Венесуэлы, Гаити, Коста-Рики, Парагвая и Экваториальной Гвинеи, равная 1/10O их нац. ден. единиц.


СЕНТ-КАТАРИНС (Saint Catharines), город на Ю.-В. Канады, в пров. Онтарио, на канале Уэлленд. 110 тыс. жит. (1971), а в агломерации С.-К.- г. Ниагара-Фоле -303 тыс. жит. Транспортное и общее машиностроение, чёрная металлургия, хим. и целлюлозно-бум. пром-сть. Ун-т. С.-К, осн. в 1790.

СЕНТ-КЛЕР ДЕВИЛЬ (Sainte-Claire Deville) Анри Этьенн (11.3.1818, о. Сент-Томас, Виргинские о-ва, -1.7.1881, Булонь-сюр-Сен, ныне Булонь-Бийанкур), французский химик, чл. Парижской АН (1861). В 1849 получил азотный ангидрид (действием хлора на сухой нитрат серебра). В 1854 создал первый пром. способ получения А1, применявшийся до конца 19 в. В 1855-59 совм. с франц. химиком Ж. А. Дебре разработал методы очистки сырой платины и выделения её спутников из платиновых остатков (материал и средства для этих опытов предоставило русское правительство). В 1872 по поручению Междунар. комиссии мер и весов приготовил сплав Pt с 10% Ir, из к-рого были изготовлены международные эталоны метра и килограмма.

Соч. в рус. пер.; О платине и сопутствующих ей металлах, "Известия Ин-та по изучению платины и других благородных металлов", 1929, в. 7 (совм. с Дебре).

Лит.: О е s р