БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121Гл. города и порты: Кингстон, Корнуолл, Монреаль, Сорель, Труа-Ривьер, Квебек. А. В. Анптпова.



СВЯТОГОРОВКА, посёлок гор. типа в Добропольском р-не Донецкой обл. УССР. Расположен в 35 км от ж.-д. ст. Доброполье (конечная станция ж.-д. ветки от линии Красноармейск - Дубово). Кирпичный з-д; цехи Добропольского з-да минеральной воды (вырабатывающие подсолнечное масло, муку и др.).

"СВЯТОЙ АННЫ" ЖЁЛОБ, грабенообразная депрессия между Баренцевым и Карским морями, юго-восточнее о-вов Земля Франца-Иосифа. Дл. ок. 600 км. Глуб. до 500-600 л на С.; к Ю. глубины уменьшаются до 300-400 м и по мере приближения к Н. Земле рельеф дна выравнивается. На Ю. порогом Брусилова отделяется от Вост.-Новоземельского жёлоба. Назван в честь корабля экспедиции Г. Л. Брусилова.

СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ ОСТРОВ (Saint Helena Island), остров в юж. части Атлан-тич. ок. Колония Великобритании. Пл. 122 км2. Нас. 4,8 тыс. чел. (1969). Гл. город и порт - Джеймстаун. Сложен гл. обр. базальтами; в юж. части - неск. кратеров потухших вулканов. Вые. до 818 м. Климат тропический, пассатный. Растительность - луга и кустарники. Возделывается преим. новозеландский лён (св. 85% экспорта). Открыт в 1502 португальцами. В 1815 сюда был сослан Наполеон I, где и умер в 1821.

СВЯТОЙ НОС, название нескольких мысов по побережью Сев. Ледовитого ок.: 1) на юж. берегу моря Лаптевых (Якут. АССР, при входе в пролив Дмитрия Лаптева); 2) на Тиманском берегу Баренцева м. (Архангельская обл. РСФСР); 3) на Кольском п-ове, на берегу Баренцева м., между Терским и Мурманским берегами.

СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ (1050-1113), князь полоцкий (1069-70), новгородский (1078-88), туровский (1088-1093), вел. кн. киевский (1093-1113), сын вел. кн. Изяслава Ярославича. Участвовал в Любечском съезде 1097 князей, после к-рого вместе с владимиро-волынским кн. Давидом Игоревичем пленил теребовльского кн. Василька Ростиславича и позволил Давиду ослепить его. В 1098 под давлением Владимира Мономаха и др. князей пошёл на Давида Игоревича войной, изгнал его из Владимира-Волынского, но был разбит при попытке отнять нек-рые земли у Володаря Ростиславича и Василька Ростиславича. Был участником Витичевского съезда (1100) и съездов на р. Золотче (1101) и у Долобского оз. (1103). В 1103, 1107 и 1111 вместе с Владимиром Всеволодовичем Мономахом и др. князьями совершал успешные походы против половцев. Приближённые С. И. вели спекуляцию солью, что вызвало нар. недовольство (см. Киевское восстание 1113).

Лит.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ (ок. 980-1019), князь туровский (988-1015) и вел. кн. киевский (1015-19), сын Владимира Святославича. Был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С его помощью С. О. готовил заговор против отца, после смерти к-рого овладел великокняжеским столом, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава (за что получил прозвище Окаянный). Против С. О. выступил его брат, новгородский кн. Ярослав Мудрый. После поражения в битве при Любече (1016) С. О. бежал в Польшу. , Вернувшись в 1018 с польск. войском, С. О. разбил Ярослава на р. Буг и изгнал его из Киева. Недовольство нар. масс владычеством иноземцев вынудило польск. войска оставить Русь. В 1019 Ярослав вновь выступил против С. О., к-рый был вынужден уйти к печенегам. В битве на р. Альте С. О. был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб.

Лит.: К о р о л ю к В. Д., Западные славяне и Киевская Русь в X -XI вв., М., 1964.

СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ Пётр Данилович [1857 - 16(29).5.1914], князь, русский гос. деятель; ген.-лейтенант (1901), ген.-адъютант (1904). Окончил Пажеский корпус (1875) и Академию Генштаба (1881). С 1895 пензенский, с 1897 екатеринославский губернатор. В 1900-02 товарищ мин. внутр. дел и командующий корпусом жандармов; в 1902-04 виленский, ковенский и гродненский ген.-губернатор. С авг. 1904 мин. внутр. дел. С.-М. заигрывал с либералами и несколько ослабил охранительную политику пр-ва (частичная амнистия, ослабление цензуры, разрешение земских съездов). В ноябре 1904 выступил с проектом реформ, предусматривавших включение в Гос. совет выборных представителей от земств и гор. дум. По инициативе С.-М. был издан царский указ 12 дек. 1904, обещавший ряд гос. реформ, но при непременном сохранении самодержавия. Политика С.-М., т. н. "эпоха доверия", не смогла предотвратить Революцию 1905-07. 18 янв. 1905 он был уволен в отставку.

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (г. рожд. неизв.- ум. 972 или 973), великий князь киевский (он. 945-972), полководец. При нём до 969 Киевским гос-вом (см. Киевская Русь) в значит. мере правила его мать - княгиня Ольга, так как С. И. почти всю жизнь провёл в походах. В 964-966 С. И. освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. В 60-х гг. 10 в. разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль - столицу каганата. Воевал с волжско-камскими болгарами и взял их столицу на Волге. На Сев. Кавказе С. И. захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов. В 967 или 968, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, С. И. вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Визант. пр-во, чтобы воспрепятствовать утверждению С. И. в Болгарии, послало к Киеву печенегов. С. И. возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришёл в Болгарию. Ок. 971 он в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности визант. войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском 3-месячную осаду, С. И. заключил в 971 мир с имп. Иоанном I Цимисхием (см. Договоры Руси с Византией).

На обратном пути в Киев С. И. у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупреждёнными визант. пр-вом о его возвращении.

Мит.: Р ы б а к о в Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, [М., 1963].

СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1027-1076), князь черниговский (1054-73), вел. кн. киевский (1073-76), сын Ярослава Мудрого. Вместе с братьями кн. Всеволодом и вел. кн. Изяславом входил в своеобразный княж. триумвират, распоряжавшийся в 1054-72 всеми делами на Руси. В 1067 С. Я. с братьями разбил на р. Немиге полоцкого кн. Всеслава Брячеславича и взял его в плен. В 1068 братья потерпели поражение от половцев на р. Альте. С. Я. сумел вскоре лишь с одной дружиной нанести поражение половцам у Сновска, чем сильно поднял свой престиж на Руси. Вместе с братьями является одним из составителей Русской правды (т. н. Правды Ярославичей). В 1073 С. Я., заручившись поддержкой Всеволода Ярославича, отнял у старшего брата Изяслава великокняжеский стол. По заказу С. Я. в 1073 и 1076 были составлены Изборники Святослава.

Лит.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле - оскорбление чего-либо всеми почитаемого.

СВЯТЦЫ, 1) Месяцеслов, список в календарном порядке христианских святых по дням их поминовения. 2) Церковная книга, содержащая Месяцеслов и пасхалию (таблицу для определения времени ежегодного празднования пасхи и др."подвижных" религиозных праздников), а также некоторые молитвы и т. д.

СВЯТЫЕ, мифические или исторические лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоу годность, посредничество между богом и людьми. Почитание С. привносит в монотеистич. религии элементы многобожия. На формирование в христианстве культа С. оказал большое влияние культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон в качестве С. Поместные соборы 4 в.- Гангрский и Лаоди-кейский - узаконили чествование С. Вероучение о почитании С. развивали церк. писатели 4 в. (Ефрем Сирии, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа С.- павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем отказывающимся от почитания С. Церковь установила для каждого С. день его памяти. Первоначально отдельные христ. общины имели своих С., затем причисление к С., введение культа нового С. централизовались путём канонизации. В число С. включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн. папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король Людовик IX и др.).

Церковь создала жизнеописания С. (см. Жития святых). Предметом культа в христ. религии являются изображения С. (см. Икона), их святость символизирует нимб. В протестантизме почитания С. нет, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания С. как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.

В исламе культ С. закрепился с распространением суфизма, приблизительно с 10 в. Официальная канонизация С. отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Сев. А