БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121

Соч.: в рус. пер.- Первое социальное письмо к фон Кирхману, [СПБ, 1906]; Социальные письма к фон Кирхману. Письмо второе н третье, Соч., в. 1, СПБ, [1904]; Четвёртое социальное письмо к фон Кирхману, СПБ, 1906; К познанию нашего государственно-хозяйственного строя, [Л.], 1935; Экономические сочинения, [Л.], 1936.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 - 25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26; Энгельс Ф., Маркс и Родбертус, там же. т. 21; его же, Предисловие ко второму изданию "Капитала", там же, т. 24; его же, [Письмо] Бебелю, 22 декабря 1882, там же, т. 35; П л е х а н о в Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.- П., 1923; История экономической мысли, 2, [М.], 1964, с. 319-24. И. Т. Лащинский,

РОДЕВИЧ Вячеслав Михайлович (18.2. 1878, Петербург, -24.3.1942, Ленинград), советский гидролог и гидротехник. Доктор технлч. наук (1937). В 1930-38 профессор Ленинградского политехнического ин-та. Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1901). Работал в Управлении внутренних водных путей Мин-ва путей сообщения (с 1911 зав. отделом водных исследований России). В 1901 - 18 под рук. Р. были проведены исследования рек бассейнов Сунгари, Енисея, Лены, рек Кавказа, Карелии, Днепровско-Балтийского, Камско-Печёрского, Лаче-Кубенского, Обь-Енисейского водных соединений. В 1921-27 возглавлял комплексные изыскания при стр-ве Волховстроя и Свирьстроя, в результате к-рых были выработаны основы новой методики исследований для гидротехнич. стр-ва; с 1929 заведовал речным отделом Гос. гидрологич. ин-та, где возглавлял работы по составлению "Водного кадастра СССР" и разрабатывал методы количественных и качественных характеристик рек СССР и их классификацию.

Соч.: Сунгари от истока до впадения в Амур, ч. 1-3, СПБ. 1906; Очерк реки Сунгари, СПБ, 1908; Очерк Урянхайско-о края (Монгольского бассейна реки Енисея), СПБ, 1910 (Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, в. 24).

Лит.: Блнзняк Е. В., Иванов П. В., Памяти В. М. Родевича, "Метеорология и гидрология", 1953. № 2.

К. Г. Тихюцкий. А. И. Чеботарев.

РОДЕЗИЯ СЕВЕРНАЯ, см. Северная Родезия.

РОДЕЗИЯ ЮЖНАЯ, см. Южная Родезия.



РОДЕН (Rodin) Рене Франсуа О г ю с т (12.11.1840, Париж,- 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854-57) и у А. Л. Бари в Музее естеств. истории (1864). В 1864-71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в т. ч. для фарфора Севрской нац. мануфактуры). В 1871-77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлёкся иск-вом Микелан-джело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники франц. готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Р. (напр., голова "Человека со сломанным носом", 1864). Статуе "Бронзовый век" (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе "Проповедующий Иоанн-Креститель" (1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных и пластич. исканий, филос. глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884-88 Р. создал для г. Кале группу "Граждане Кале" (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, к-рые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады англ, королём в сер. 14 в.). Драматич. звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Р. работал над большой горельефной композицией "Врата ада", навеянной "Божественной комедией" Данте, мотивами антич. мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийо-на и современной Р. поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.

О. Роден. Ж. Роденбах.

Отд. темы этой композиции Р. разрабатывал в виде самостоят, произведений; таковы остро гротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885), пронизанная тонкой поэзией группа "Поцелуй" (1886), исполненная внутр. мощи и духовного величия статуя "Мыслитель" (1888). С сер. 1880-х гг. в творчестве Р. всё более нарастает тяготение к усложнённым символич. образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций - от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Р.: его произв. приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих,-подчёркнуто живописной. Это позволяет Р., одному из основоположников им-

прессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой "духовного порыва". В отличие от импрессионистов-живописцев Р. всегда склонялся к такому "метафизическому" пониманию художеств, творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97; установлен в 1939) в Париже, проект "Башни труда" (гипсовая модель, 1899). В то же время Р. продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутр. мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художеств. ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульпт. произв. Р. (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во мн. др. музеях мира.

Творчество Р. составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность ро-мантич. традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.

Илл. см. на вклейке, табл. VIII (стр. 112-113).

Лит.: Терновец Б., Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, пер. с нем. и франц., М., 1960; Вейс Д., Опост Роден, М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. [1-2], Р., [1964].



РОДЕНБАХ (Rodenbach) Жорж (16.7. 1855, Турне,-25.12.1898, Париж), бельгийский писатель. Писал на франц. яз. Выходец из знатной семьи. Получил юри-дич. образование. Участник лит. группы "Молодая Бельгия". Позднее жил в Париже, был связан с франц. символистами (сб-ки стихов "Чистая юность", 1886, "Царство безмолвия", 1891; "Замкнутые жизни", 1896; "Отблески родного неба", 1898; романы "Мёртвый Брюгге", 1892, "Звонарь", 1897).

Находясь в консервативно-романтич. оппозиции к бурж. цивилизации, Р. противопоставлял ей эстетику прошлого, застывшего: образы мёртвых городов старой Фландрии, неподвижную жизнь и традиц. быт их обитателей. Творчество Р. насыщено католич. символикой и ре-лиг, мистикой. Поэту социального пессимизма, с одной стороны, был близок христ. идеал страдания; с др. стороны, его привлекала сценичность католич. культа. Доминирующее настроение поэзии Р.- тихая печаль, грусть одиночества, влечение к небытию. Стих Р. строится на полутонах, на воссозданий зыбкости очертаний. Насыщенный сложными тропами, изысканно-утончённый, он лишён, однако, нарочитой зашифро-ванности, свойственной многим франц. символистам. Виртуозно используя традиц. размеры, Р. тяготеет к классич. чёткости и прозрачности выражения художеств, идеи.

Соч.: CEuyres, t. 1 - 2, P., 1923 - 25; Choix de poesie, avec notice biographique de P. Maes, P., [1949]; в рус. пер.- Полн, собр. соч., т. 1 - 5, М., 1909 - 10; [Стихи], в сб.: Молодая Бельгия, т. 1, М.. [1908]; Французские лирики 19 в., пер. В. Брюсова, СПБ, [1909].

Лит.: Веселовская М., Ж. Ро-денбах, М., 1917; А н д р е е в Л., Ж. Ро-денбах, в его кн.: Сто лет бельгийской литературы, М., 1967, с. 271 - 92; М i r v a l J., Le poete du silence: G. Rodenbach, Brux., 1940; Maes P., G. Rodenbach, Gembloux, 1952; Grisay A., Bibliographie des editions originales de Rodenbach, в кн.: Le Livre de l'Estampe, Brux., 1965. Б. Л. Раскин.



РОДЕПОРТ-МАРАЙСБУРГ, город в ЮАР, в пров. Трансвааль; см. Рудепурт-Маребург.



РОДЕС, Иоганн де (г. рожд. неизв.-ум. 31.12.1655), шведский торговый представитель в Москве, автор соч. о России 17 в. В 1647 был прикомандирован к швед. посольству в Москве с целью изучения рус. торговли. Р. направил своему правительству большое количество донесений, содержащих ценные данные о внутренней и внешней торговле Росс