БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121) состоят из десятков, а в ряде случаев даже из сотен и тысяч видов (нек-рые Р. насекомых, растений), другие - лишь из 2-4 видов и даже 1 вида. Р., включающие всего 1 вид, напр. Р. выхухоль (Desmana) или Р. вельвичия (Welwitschia), называют монотипными. Р. с неск. или многими видами часто делят на подроды, объединяющие особенно близкие между собой виды. Каждый Р. обязательно входит в состав к.-л. семейства, но между этими двумя таксономич. категориями нередко выделяют ещё промежуточные - трибы, группируемые в подсемейства, а последние уже в семейства.

В палеоботанике, помимо обычных Р., выделяют ещё орган-роды и формальные роды.

В. Г. Гептнер, М. Э. Кирпичников.

РОД грамматический, 1) традиционное назв. согласовательного класса (т. е. одной из групп, на к-рые делятся существительные в зависимости от способа согласования с ними во фразе способных к согласованию слов - прилагательных, глаголов и др.) в тех языках, где система согласоват. классов развилась на базе первонач. семантич. классификации по признакам "живое - неживое" и (или) "мужской - женский пол". Обычная система Р. включает: мужской Р. (названия мужчин и самцов, части вещей), женский Р. (названия женщин и самок, части вещей), средний Р. (как правило, только название вещей). Такая система представлена в большинстве древних индо-европ. языков, напр, в лат. (meus pater - "мой отец", mea mater - "моя мать", meum caput - "моя голова"), др.-греч., санскрите, в части совр. языков, напр, в нем., в нек-рых дравидийских яз. и др. Имеются двучленные системы Р.: мужской Р.- женский Р. (семито-хамитские и многие совр. индоевроп. языки, напр, балт., романские, кельтские, часть индийских и иранских) или н е с р е д н и й Р.- с р е д н и й Р. (напр., хеттские, совр. швед, языки). Наряду с указанными основными Р. возможен также т. н. общий Р.: это слова, согласование с к-рыми происходит по муж. или по жен. Р., в зависимости от пола называемого лица, напр, франц. un enfant, une enfant - "ребёнок", рус. "этот скряга", "эта скряга". В нек-рых языках, напр, слав., каждый из традиционно выделяемых Р. (сходных с лат. Р.) соответствует не отдельному согласоват. классу, а их группе; напр., в рус. яз. внутри каждого Р. есть одушевлённый (см. Одушевлённость) и неодушевлённый согласоват. классы. Нек-рые лингвисты термином "Р." называют любой согласоват. класс.

2) Классифицирующая грамматич. категория существительных (в т. ч. соответствующих местоимений), образуемая противопоставлением Р., а также словоизменительная грамматическая категория прилагательных (и др. согласуемых слов), образуемая противопоставлением родовых форм у этих слов (напр., лат. meus, mea, meum, рус. "мой", "моя", "моё").

Лит.: Кузнецов П. С., О принципах изучения грамматики, М., 1961; К у-р и л о в н ч Е., К вопросу о генезисе грамматического рода, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М., 1967. А. А. Зализняк.

РОД ВОЙСК (сил), составная часть вида вооружённых сил, включающая части и соединения, имеющие только им присущие оружие, боевую технику, применяющие свою тактику, обладающие характерными для них боевыми свойствами и предназначенные для выполнения тактических и оперативно-тактических задач в бою и операции. Деление войск (сил) на роды принято во всех армиях и флотах. До 20 в. в различных армиях существовали 3 Р. в.: пехота, кавалерия и артиллерия (с 16 в.). С развитием в 20 в. нового оружия, боевой техники и с изменением способов ведения боя и операции появились новые Р. в., а такой Р. в., как кавалерия, полностью утратил своё значение. В Вооружённых Силах СССР к Р. в. относят: ракетные войска Сухопутных войск, мотострелковые войска, танковые войска, артиллерию, воздушнодесантные войска, зенитные ракетные войска, бомбардировочную авиацию, истребительную авиацию, истребительно-бомбардировочную авиацию, разведывательную авиацию, радиотехнич. войска и др.; к родам сил - подводные лодки, надводные корабли, морскую пехоту и др. Каждый Р. в. возглавляется командующим или подчиняется непосредственно главнокомандующему видом вооруж. сил. В бою и операции части и соединения Р. в. используются, как правило, в тесном взаимодействии друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них.

РОД КРИВОЙ, численная характеристика алгебраической кривой. Р. к. f(x,y) = 0 порядка п равен
[2211-6.jpg]

где r - число двойных точек (при наличии более сложных особых точек они засчитываются за соответствующее число двойных точек; точка возврата - за одну, тройная точка - за две и т.д.). (см. Особая точка). Кривые второго порядка имеют род нуль, кривые третьего порядка могут быть рода нуль или единица. Примеры: у - х3 = 0 имеет род единица, полукубическая парабола y2 - х3= 0 (одна точка возврата) и декартов лист х3 + у3- 3аху = 0 (одна двойная точка) имеют род нуль. Кривые рода нуль наз. уникурсальпыми кривыми.

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, группа лит. произведений, сходных по способу отображения действительности, при к-ром за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художеств, высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяются три Р. л., каждый из к-рых соответствует определённой функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной - см. Речь) и разрабатывает её эстетич. специфику: 1) эпос, схватывающий бытие в его пластич. объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность); 2) лирика, запечатлевающая внутр. мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грёз, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность); 3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремлённости и социально-психо-логич. характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т. е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесённости, позволяющей видеть в этом Р. л. слияние черт лирики и эпоса. Категория Р. л. связана с принципиальным для всей эстетики разграничением изобразит., выразит, и сценич. (изобразительно-выразит.) иск-в, а также с общими гносеологич. категориями субъекта и объекта (и их взаимодействия), что делает её центральной в типологии и систематике лит. феноменов и исходной для их более конкретной классификации по видам и жанрам. Предпосылка родового деления лит-ры - полиморфизм слова как художеств. средства, приближающегося по диапазону своих пластических, экспрессивных и динамических возможностей к краскам, звукам и жестам; различия между Р. л. характеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими искусствами: лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге).

Исторически Р. л. вычленяются из синкретического хорового обрядового действа по мере распада духовной общности первобытного коллектива: из него выделяется индивидуум, к-рый в эпосе созерцает нар. жизнь, в лирике отдаётся интимным переживаниям, в драме вступает в конфликт с надличностным долженствованием - судьбой и ведёт на равных диалог с представителем всеобщности - хором (такова последовательность возникновения Р. л. в "образцовой" древнегреч. лит-ре). Дальнейшая аволюция Р. л. осуществляется в смене сопутствующих жанров (эпос движется от эпопеи, идиллии, басни к роману, повести, рассказу), в преимуществ, связях с теми или иными направлениями (напр., классицизм принижает значение лирики, к-рая восстанавливается в правах романтизмом), во взаимопроникновении исконных родовых свойств (появляется лиро-эпич. поэма, лирич. и эпич. драма; актуальным становится различение эпоса и эпического, лирики и лирического, драмы и драматического как родовых форм и родов содержания, к-рые освобождаются от однозначной взаимозависимости и вступают в разнообразные сочетания между собой). Роман, свободно вбирающий в повествоват. структуру диалог, авторскую медитацию, несобственно-прямую речь и сказ (две новые речевые формы, по-иному связывающие субъекта с объектом высказывания, чем тра-диц. Р. л.),- пример совр. художественно-родового синтеза (на эпич. основе), так же, как кино- и телесценарий (почему их и выделяют иногда в особые Р. л.). После долгого периода размежевания и обособленности, последовавшего за первонач. синкретизмом, Р. л. в лит-ре 20 в. тяготеют к интеграции: эпич. дистанция, лирич. изоляция, драматич. коллизия, воплощавшие эстетич. комплекс разобщённости и противостояния человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих более подвижные и относит, границы между субъектом и объектом художеств, высказывания (причём, если в совр. реализме это выражается в повышенном интересе к "человеческому документу" и использовании традиций фольклорного синкретизма, то в модернизме - приводит к полному стиранию различий между сознанием и реальностью в лит-ре "потока сознания" и в мифотворчестве).

Традиция родового членения лит-ры была заложена Аристотелем ("Об искусстве поэзии") и продолжена франц. классицизмом, канонизировавшим различия Р. л. в духе нормативной поэтики (франц. "genre" - ис