БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ящён ряд его трудов). В своих работах Р. отрицает пагубную роль милитаризма в истории Германии и пытается доказать, что герм, генералитет и чиновничество были будто бы непричастны к фашизму. Соч.: Machtstaat und (Jtopie, Munch. - В., 1940 (5 изд. под назв.: Damonie der Macht, Stuttg., 1947); Europa und die deutsche Frage, Munch., 1948; Carl Goerdeler und die deutsche Widerstandsbewegung, Stuttg., 1953; Staatskunst und Kriegshandwerk, Bd 1 - 4, Munch., 1954-68.

Лит.: Бертольд В., "...Голодать и повиноваться". Историография на службе германского империализма, пер. с нем., М., 1964; Лунев И. И., Исторические концепции Г. Рихтера на службе германского реваншизма, "Военно-исторический журнал", 1960, № 12.

РИТТЕР (Hitter) Карл (7.8.1779, Кведлинбург,-28.9.1859, Берлин), немецкий географ. Проф. Берлинского ун-та (с 1820), чл. Прусской АН (с 1822). Автор обширного труда "Erdkunde" ("Землеведение"), содержащего попытку обобщения материалов по отд. регионам Земли (при жизни Р. вышло 19 томов, посвящённых Азии и Африке). "Erdkunde" (этот термин Р. впервые ввёл в географич. обиход) содержит определение предмета географии (как "объясняющей" науки), разграничение и описание природных регионов по естественным (гл. обр. орографическим) признакам. Областью интересов географии Р. считал познание связей между различными формами вещества на земной поверхности и изучение отд. пространств. Используя сравнит, метод, Р. стремился к классификации и объяснению многих явлений природы и вплотную подошёл к представлению о ландшафте, рассматривая его как единое целое. В истолковании взаимоотношений между природой и элементами цивилизации и культуры Р. придерживался географического детерминизма. Ряд положений в его работах выдержан в духе идеалистической телеологии. Р. пытался доказать определяющее влияние природы на судьбы народов, что способствовало формированию геополитики. Идеи Р. во многом определили развитие географич. мысли в 19 - нач. 20 вв.

Именем Р. назван горный хребет в Наньшане (см. Дакэн-Дабан).

Соч.: Die Erdkunde im Verhaltniss zur Natur und zur Geschichte der Menschen, Bd 1 - 19, В., 1822 - 59; Einleitung zur allgemeinen vergleichenden Geographie, В., 1852; Geschichte der Erdkunde und der Entdeckungen, В., 1861; в рус. пер.-Землеведение Азии, ч. 1 - 5, пер. и доп. П. П. Семёнова, СПБ, 1856 - 79; Общее землеведение, М., 1864.

А. Ю. Ретеюм.

РИТТЕРА ХРЕБЕТ, горный хребет в Китае; см. Дакэн-Дабан.

РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символич. поведения,, кодифицированная система действий (в т. ч. речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания к.-л. ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).

В древнейших религиях Р. служил гл. выражением культовых отношений (ср. высказывание Энгельса о роли обрядности в дохрист. культах - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 313). В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религ.-филос. систем формируются мифологич. интерпретации Р. и ритуальные средства "драматизации" мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат "духовной" стороны (вероучения и чувства) перед Р., практически сохранение религ. отношений в массах обеспечивается в значит, мере действием традиц. систем Р., к-рые составляют наиболее консервативный элемент религии и истолкование к-рых изменяется в процессе секуляризации обществ, жизни. Это делает необходимым рассматривать различные типы Р. в их связи с исторически складывавшимися нормативно-ценностными системами общества.

Р. играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравств. представлений, элементов рационального поведения личности и науч. сознания вытесняет Р. на периферию обществ, жизни, гл. обр. в область церемониальных форм офиц. поведения и бытовых отношений (гражд. обрядность, этикет, дипломатич. протокол и т. п.).

РИТУАЛ в биологии, стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом. Обычно Р. заключается в серии характерных телодвижений или действий, часто сопровождаемых специфич. звуками, выделением пахучих секретов и пр. Соответствующими Р. животные пользуются в ответственные моменты взаимодействия: при охране индивидуального участка от конкурента, первой встрече самца и самки, выборе убежища для гнезда, спаривании и пр. Каждой такой ситуации соответствует спец. Р. Часто Р. отличается большой сложностью (напр., брачное поведение самца колюшки, "танцы" пчёл и др.). Р. развились из движений, связанных с повседневной активностью животных - локомоторной, кормовой и др. Под действием естеств. отбора (особенно полового отбора) исходное движение преобразуется (изменяются его скорость, амплитуда, степень координированности с др. движениями), приобретая большую характерность и сигнальную выразительность. В ходе этого процесса - ритуализации - могут изменяться контуры и окраска участков тела, наиболее тесно связанных с движением. Р. играют важную роль в общении животных (как беспозвоночных - моллюсков, членистоногих, так и позвоночных - от рыб до млекопитающих). См. также Этология.

Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Лоренц К., Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах, пер. с англ., "Природа", 1969, № 11, с. 42-51; Хайнд Р., Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии, пер. с англ., М., 1975; A discussion onritualization of behaviour in animals and man, L., 1966 (Philosophical transactions of the Royal Society of London. Ser. В., v. 251, № 772). Е. Н. Панов.

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (неомифологическая), сложилась в зап. литературоведении и культурологии в 30-е гг. 20 в. как синтез ритуально- мифологической теории, оформившейся в нач. 20 в. [Робертсон Смит, Дж. Фрейзер и чКембриджская группа" (Великобритания) его последователей - Д. Харрисон, А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд и др.], и аналитич. психологии (особенно учения об архетипах) К. Г. Юнга.

Ритуально-мифологич. теория, восприняв мн. идеи мифологической школы, утверждала, однако, приоритет ритуала над мифом (см. Мифология и Мифы) и обосновывала исключит. значение ритуала в происхождении лит-ры, иск-ва, философии [антич. театра, эпоса, философии, священной лит-ры Др. Востока - в трудах "Кембриджской группы"; ге-роич. эпоса - Э. Миро, Ш. Страна (оба Франция), Г. Р. Леви, Ф. Рэглана (оба Англия); романа, сказки - П. Сентива (Франция)]. Крайние формы теория обрела у Рэглана и Э. Хаймана (США); из их работ вытекало требование рассматривать ритуально-ми фологические модели не как источник поэтич. фантазии, а как её структуру. Исполнению такой задачи чрезвычайно содействовала теория архетипов Юнга, принятая поэтому на вооружение представителями собственно Р.-м. ш. [М. Бодкин (Англия), Н. Фрай (Канада), Р. Чейз и Ф. Уотс (США) и др.].

Опора на Юнга позволила школе распространить ритуалистич. подход на всю историю иск-ва, включая современность (на школу оказало влияние "ми-фологизирование" в самой лит-ре 20 в.: ,Цж. Джойс, Т. Маня, Т. Элиот, У. Б. Йитс и др.). Р.-м. ш. ищет в произведениях не только мифологич. мотивы, символы, метафоры, сознательные и бессознательные, но прежде всего воспроизведение определённых ритуальных схем, особенно обрядов инициации, эквивалентных, по её представлениям, психологич. архетипу смерти и нового рождения. Фрай утверждает абсолютное единство ритуала, мифа, архетипа и возводит к ним лит. образы и жанры, разрабатывая своеобразную "лит. антропологию". Он, напр., соотносит 4 фазы природного цикла, отмеченные древними ритуалами, с мифами, архетипами, обрядами, жанрами, организованными в силу метафорич. отождествления или ассоциаций по аналогии (так, напр., увязываются: заря, весна, мифы о рождении героя, о воскресении, дифирамбич. и рапсодич. поэзия).

Важные результаты достигнуты ритуалистич. культуроведением и Р.-м. ш. в изучении лит. жанров, связанных генетически с ритуальными, мифологич. и фольклорными традициями, в анализе переосмысления древних поэтич. форм и символов (рыцарский роман, антич. и ре-нессансная драма, антич. и библейская символика в поэзии, творчество У. Шекспира, Дж. Мильтона, У. Блейка). Нек-рые аналогии в подходе к изучению традиции имеются в трудах сов. учёных В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтина. Однако в отличие от них зап. Р.-м. ш. почти полностью сводит структуру лит. произведения к традиции и ищет ритуально-мифологич. основу во всех случаях. Лит-pa и иск-во растворяются, т. о., в мифе, миф - в ритуале [что вызывает протесты самих этнологов - У. Баскома, К. Клукхона, Дж. Фонтенроза (США)], литературоведение - в этнологии и психоанализе.

Лит.: Bodkin М., Archetypal patterns in poetry, 3 ed., N. Y., 1963; Chase R., Quest for myth, Baton Rouge, 1949; F r у е N.. Anatomy of criticism, Princeton, 1957; M