БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121н. вокодеры.

В совр. исследованиях по общению человека с машиной решаются две проблемы: автоматич. управление машинами и процессами с помощью Р. (устный ввод в ЭВМ, автоматич. пишущая машинка и т. п.) и синтез Р. по различным кодовым сигналам (устный вывод из ЭВМ, говорящие машины для чтения текста слепыми и т. п.). М. А. Сапожков.

Исследования механизмов слухового и фонетич. анализа Р. относятся к акустике, психоакустике и фонетике; исследования синтаксич. и семантич. анализа сообщения относятся к лингвистике, психолингвистике и физиологии второй сигнальной системы. Речеобразование исследуют методами рентгенокиносъёмки, электромиаграфии, спец. датчиками воздушных давлений и потоков, акустич. явлений и движений речевого аппарата. Ведущий метод исследования восприятия Р.- определение его особенностей в зависимости от физич. свойств естеств. или синтетич. звуков Р. Большое значение имеет физич. и математич. моделирование; данные важны для языкознания, логопедии, сурдологии, техники связи, конструирования систем автоматич. распознавания и синтеза Р.

Лит.: Фант Г., Акустическая теория ре-чеобразования, пер. с англ., М., 1964; Речь. Артикуляция и восприятие, М.- Л., 1965; Фланаган Дж. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с англ., М., 1968; Чистов и ч Л. А., Кожевников В. А., Восприятие речи, в кн.: Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии); С а п о ж-ков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М., 1963.

Расстройства речи. К расстройствам Р. относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомич. дефекты периферич. речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органич. и функциональные изменения нек-рых отделов центр, нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования Р. проявляются в нарушениях синтаксич. структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи. При расстройствах восприятия Р. нарушаются процессы распознавания речевых элементов, грамматич. и смыслового анализа воспринимаемых сообщений (нарушения восприятия, обусловленные поражениями периферич. слуховой системы, к речевой патологии не относятся). При изучении нарушений процесса речеобразования используют физиол. и биофизич. методы, фонетич. и лингвистич. анализ речевой продукции больных, приёмы акустич. анализа речевых сигналов; при нарушениях восприятия - психоакустич. и психолингвистич. методики.

При классификации речевых расстройств учитывают осн. их проявления, сопутствующие неврологич. симптомы, характер анатомич. изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазий. Аналогичные поражения центр, нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии. К группе афазий примыкают нарушения речеобразования, обусловленные утратой сложных речевых координации (речевая апраксия). Нарушения речеобразования, вызванные поражениями черепно-мозговых нервов, ядер этих нервов, нек-рых подкорковых образований, составляют группу дизартрии. Расстройства, обусловленные анатомич. особенностями речевого аппарата (его скелета и мягких тканей), образуют группу дислалий (см. Косноязычие); они могут быть следствием врождённых расщелин губ и нёба, неправильного прикуса, травм и т. п. К этой группе нарушений примыкают расстройства голосообразования, обусловленные параличами и парезами голосовых связок, Рубцовыми их изменениями, новообразованиями гортани и др. фониатрич. заболеваниями; наиболее тяжёлые из них возникают после полного удаления гортани (ларингэктомии). К функциональным нарушениям речи относят: заикание, функциональное косноязычие, мутизм, а также нарушения речи, обусловленные дисфункциями гортани (афонии психогенного происхождения и др.). Вторичные нарушения речи возникают при глухоте и тугоухости: их характер и тяжесть зависят от степени снижения слуха и времени возникновения заболевания (утрата слуха до овладения речью может привести к глухонемоте). Расстройства речи зачастую сопровождаются нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия) вплоть до полной утраты этих способностей (алексия и аграфия). Диагностика речевых расстройств осуществляется невропатологами и логопедами. Лечение: амбулаторное - в логопедич. кабинетах и стационарное - в психоневрологич. и спец. речевых клиниках. Комплекс леч. мероприятий включает медикаментозную терапию, хирургич. вмешательства, психотерапию и спец. речевую тренировку (логопедич. занятия). Обучение детей с выраженными дефектами речи производится в спец. речевых школах (см. Логопедия).

Лит.: Л у р и я А. Р., Высшие корковые Функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Правдина О. В., Логопедия, М., 1969; Handbook of speech pathology ed by L. E. Travis, N. Y., [1957]; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimm- und Sprachheilkunde, 2 Aufl., W., 1959. Ю. И. Кузьмин.

"РЕЧЬ", ежедневная газета с приложениями, центр, орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с февр. 1906 под фактич. ред. П. Н. Милюкова и И. В. Гес-сена; издатели: Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич и др. Была популярна в среде либерально-оурж. интеллигенции. После Февр. революции 1917 выступала против большевиков. Закрыта Петрогр. ВРК 26 окт. (8 нояб.) 1917, после чего выходила под назв. "Наша речь", "Свободная речь", "Век", "Новая речь", "Наш век", сохраняя антисоветскую направленность. Окончательно закрыта в авг. 1918.

РЕЧЬ ПОСПОЛИТА (польск. Rzeczpospolita - республика), традиц. наименование польск. гос-ва в кон. 15-18 вв., представлявшего собой специфич. форму сословной монархии во главе с избираемым сеймом королём. Со времени Люблинской унии 1569 до 1795 - офиц. назв. польско-литовского гос-ва.

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, языковая форма выражения образного содержания произведений словесного искусства (см. Поэзия и проза). Художеств, выразительность образа (см. Художественный образ) зависит от мотивированности в конкретном контексте использованных автором речевых средств, материально же они могут ничем не отличаться от словарных и грамматич. средств общенародного языка, а также от отд. фактов диалектной речи, просторечия и жаргонов, деловой и науч. прозы, возможных и в Р. х. Так как творч. характер в той или иной степени отличает всякую "живую" речь, противопоставленность ей Р. х. обнаруживается лишь в плане содержат, применения, глубинного функционирования языка в художеств, произв. Для Р. х. типично непрерывное использование эстетич. (поэтич.) функции языка, подчинённой задачам воплощения авторского замысла, тогда как в иных видах речи она проявляется лишь спорадически. Это отличает, напр., Р. х. в таких минимальных текстах, как пословицы, поговорки, загадки, от случаев их воспроизведения в обычной коммуникации, а также от образности отд. афоризмов, нек-рых "крылатых слов", "бонмо" и др. фактов игры со словом. Однако чётко разграничить Р. х. и, напр., красноречие в ораторском искусстве едва ли возможно.

В Р. х. язык выступает не только в качестве средства отображения внеязыковой действительности, но и в качестве предмета изображения. В драме, напр., "речи персонажей" нередко получают характерология, функции, но и за её пределами для Р. х. типично активное воспроизведение и преобразование действительности самого языка, сознат. воздействие на неё. При этом особенности Р. х. проявляются и в самих способах организации наличных и вновь создаваемых языковых элементов, в их отборе, сочетании и употреблении. Те "приращения смысла" (В. В. Виноградов), к-рые они получают в динамич. структуре художественного текста, зависят как от их потенциальной выразительности в системе языка, так и от приобретаемых ими внутритекстовых связей в композиции и сюжете произведения. С этой точки зрения, например, акцентируются связи слов в позиции рифмы, а на собственно семантическом уровне - связи собственных имён с их перифразами. В составе произв. должны быть целенаправленно объединены и подчинены замыслу все уровни языка, поэтому в Р. х. становится относительной автономность таких явлений, как синтаксич. инверсии, контрастные сопоставления в лексике, преобразование фразеологизмов, использование сравнений и иносказаний, метафор и каламбуров, звукописи и парономазии и т. д. вплоть до смысловых функций у метра. Там, где нек-рый художеств, текст не обнаруживает семантич. тропов, может усиливаться роль прямых значений слов и связей между ними, лексич. и иных повторов, роль интонации и ритма и др. способов выражения образов автора и персонажей. [Ср., напр., особый "тон" стих. А. С. Пушкина "Я вас любил...", "внутренние диалоги" (М. М. Бахтин) героев в романах Ф. М. Достоевского, особую многоплановую значимость подбора обычных слов и фраз в драматургии и прозе А. П. Чехова, оппозицию авторского и "чужого" слова (цитатного или иного типа; напр. Сказ, Стилизация, несобственно-прямая речь) в творчестве А. А. Блока.]

Специфика Р. х. обусловлена её подчинением задачам духовного освоения мира. С первых шагов художеств, познания оно было направлено на наиболее сложные явления жиз