БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121BR>
Оставаясь коммуникативной, "внешняя" Р. может выполнять в то же время различные дополнит, функции, напр, поэтическую (Р. как орудие общения посредством искусства), магическую ("воздействие" на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.- наименование), диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п. В этих функциях Р. может приобретать специфич. закономерности внутр. организации, что позволяет говорить или о поэтич. Р., или о магич. Р. и т. д.

Лит.: В о л о ш и н о в В. Н., Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930; С о с-с ю р Ф. д е, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования, М., 1956; Ж и н к и н Н. И., Механизмы речи, М., 1958; его же, Психологические основы развития речи, в кн.: В защиту живого слова, М., 1966; Николаева Т. М., Письменная речь и специфика её изучения, "Вопросы языкознания", 1961, № 3; Язык и речь. Тезисы докладов, М., 1962; Миллер Д ж., Речь и язык, в кн.: Экспериментальная психология, т. 2, М., 1963; Речь. Артикуляция и восприятие, М.- Л., 1965; X о л о д о-в и ч А. А., О типологии речи, в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967; Соколов А. Н., Внутренняя речь и мышление, М., 1968; Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В u h 1 е r K., Sprachtheorie, Jena, 1934; Coseriu E., Sistema, norma у habla, Montevideo, 1952; Jakobson R., Linguistics and poetics, в сб.: Style in language, N. Y.- L., 1960; Slama-Cazacu T., Langage et contexte, 's-Gravenhage, 1961; Moscovici S., Communication processes and the properties of language, в сб.: Advances in experimental social psychology, v. 3, N. Y.- L., 1967.

А. А. Леонтъев.

Физиология речи. Физиологич. функции, обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков Р., заключаются в речеобразовании и восприятии Р. Для её продуцирования используется ряд органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, наз. речевым аппаратом (см. Органы речи). Лёгкие с дыхат. мускулатурой, являясь исходным источником энергии, обеспечивают развитие давлений и воздушных потоков в речевом тракте, представленном гортанью, глоткой, ртом, носом, мягким нёбом и губами. Совокупность действий органов речевого тракта (артикуляция) строго координирована, в результате чего образуется членораздельная звуковая Р. Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой и подчиняется иерархич. принципу управления. Основные уровни речеобразования: синтез предложения, к-рое должно быть сказано; организация программы артикуляции; реализация этой программы в последовательности артикуляторных движений; собственно образование звукового сигнала.

В процессе восприятия Р. участвуют слуховой анализатор и нервная система, в к-рых происходят преобразования акустич. сигнала, в конечном итоге обеспечивающие понимание смысла речевого сообщения. Процесс организован по принципу иерархии: выделение слухом спектральных и временных особенностей сигнала, являющихся различит, признаками звуков Р.; фонетич. анализ, обеспечивающий преобразование потока признаков сигнала в последовательность дискретных элементов сообщения (фонем или слогов); анализ синтаксиса и семантики сообщения.

Речь в акустике. С физич. точки зрения устная Р. состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отдельных слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности ар-тикуляц. движений органов Р., вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга. Артикуляц. органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков Р., поэтому для каждого человека звуки Р. имеют индивидуальный характер (своего рода устный почерк). Но при всём их многообразии они являются физич. реализациями (произнесением) небольшого числа фонем (наименьшая звуковая единица данного языка, существующая в Р. в целом ряде конкретных звуков). В русской Р. их насчитывается 41: 6 гласных ("а", "о", "у", "э", "и", "ы"), 3 твёрдых согласных ("ш", "ж", "ц"), 2 мягких ("ч", "й") и 15 в твёрдом и мягком видах; звуки Р. "я", "ю", "е", "ё" относятся к составным ("йа", "йу", "йэ", "йо").

Звуки Р. неодинаково информативны. Так, гласные звуки содержат малую информацию о смысле Р., а глухие - наиболее информативны. Напр., слово "посылках последовательность "о. ы. а" ничего не говорит, а - "п. с. лк." даёт почти однозначный ответ о смысле слова. Точность передачи Р. (напр., в системах связи) оценивают с помощью артикуляц. метода: передают набор элементов Р., напр, слов или слогов, отражающий состав звуков Р. данного языка, и определяют относит, количество принятых элементов. Разборчивость Р. при этом в значит, мере определяется разборчивостью глухих согласных.

[2205-2.jpg]
Рис. 1. Спектральная огибающая фонемы "ть": 1, 2, 3-форманты; 4, 5, 6 - антиформанты.

[2205-3.jpg]
Рис. 2. Спектральная огибающая фонемы "з": 1, 2,3,4 - форманты; 5,6 - антиформанты.

[2205-4.jpg]
Рис. 3. Спектральная огибающая фонемы "а": 1, 2, 3, 4 - форманты.

Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками (см. Голосовой аппарат) при произнесении звонких звуков Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. Соответствующий период колебаний наз. периодом осн. тона голоса, а обратная величина - частотой осн. тона, она лежит обычно в пределах от 70 до 450 гц. При произнесении звуков Р. частота осн. тона изменяется. Это изменение наз. интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения осн. тона (обычно немного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение для узнаваемости голоса. Импульсы осн. тона имеют пилообразную форму и поэтому при их периодич. повторении получается дискретный спектр с большим числом обертонов или гармоник. При произнесении взрывных и щелевых звуков Р. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта, образуя завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошным спектром. Таким образом, при произнесении звуков Р. через речевой тракт проходит сигнал с тональным или шумовым, или с тем и другим спектром. Речевой тракт представляет собой сложный фильтр акустический с рядом резонансных полостей, создаваемых артикуляц. органами Р., в результате чего выходной сигнал, т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной формы. Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. наз. формантам и, а резкие провалы - антиформантами. В речевом тракте у каждого звука Р. свои резонансы и антирезонансы, поэтому огибающая спектра этого звука имеет индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерно своё расположение формант, антиформант и соотношение их уровней; для согласных важен также ход изменения формантных частей во времени (см. рис. 1, 2, 3).

У звонких звуков Р., особенно гласных, высокий уровень интенсивности, у глухих - самый низкий. Поэтому при произнесении Р. громкость её непрерывно изменяется, особенно резко при произнесении взрывных звуков. Диапазон уровней Р. находится в пределах 35-45 дб. Длительность гласных звуков Р. в среднем ок. 0,15 сек, согласных - ок. 0,08 сек, звука "п" - ок. 0,03 сек.

Образование звуков Р. происходит в результате подачи команд в виде биоэлектрич. сигналов мышцам артикуляц. органов Р. от речевого центра Мозга. Этих сигналов не более 10, изменяются они медленно (в темпе смены звуков Р., т. е. от 5 до 10 звуков в 1 сек); в результате общий поток этих сигналов составляет 50-100 информац. единиц (бит/сек), тогда как весь речевой сигнал - в 1000 раз больше. Объясняется это тем, что речевой сигнал представляет собой своего рода модулированную несущую (см. Модуляция колебаний). Вся информация заключается в спектральной модуляции (в изменении формы огибающих спектра и уровня Р.), а в самой несущей информация о смысле Р. отсутствует.

Основное назначение Р.- передача информации от человека к человеку как при их непосредств. общении, так и с помощью средств связи. Т. к. для передачи натуральной Р. требуется пропускная способность тракта связи ок. 50 000- 70 000 бит/сек, то с целью её экономии и соответственно увеличения количества возможных переговоров стремятся сжимать поток речевого сигнала на передающем конце тракта с последующим его расширением на приёмном конце. Напр., ослабляя уровень громких звуков Р., уменьшают разность уровней между громкими и слабыми звуками (сжимают динамический диапазон). Так же можно сжимать частотный диапазон речевого сигнала. Наконец, можно исключать из Р. участки сигнала, не несущие информации (средние участки длительных звуков), т. е. компрессировать Р. во времени. На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоны и заполняют исключённые участки звуков.

Если отделить модулирующий сигнал от несущей, то потребуется ещё меньшая пропускная способность тракта связи для передачи Р. Подобную задачу в системах связи решают т.