БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 судоходных путей сообщения, эксплуатировавшихся всеми организациями, тыс. км

107,3

142,7

144,5

146,1
Перевезено грузов, млн. m

73,1

269

357,8

452,0
Грузооборот, млрд. т • км

36,1

133,9

174,0

212,3

Табл. 2. - Использование речного флота СССР




1940

1965

1970

1974
Производительность на 1 л. с.* мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках, т- км:














нефтегрузов

686

585

571

557
леса в плотах

977

997

1025

967
сухогрузов

203

323

312

320
Производительность на 1 т грузоподьёмности за сутки экс-














плуатации, т -км: сухогрузного самоходного флота

37,7

108

110,7

121
сухогрузного несамоходного флота

13,5

41,3

46,4

52,7
нефтеналивного самоходного флота





132

144,0

145
нефтеналивного несамоходного

флота



36,6



71,2



71,7



81,4

* 1 л. с. = 0,736 квт.

Количеств, и качеств, состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились ср. мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью св. 20 км/ч. Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция к-рых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также сев. и вост. берега СССР.

Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950 кет (4000 л. с.). Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С нач. 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа "Ракета" и "Метеор", имеющие скорость 60-65 км/ч, составляют основу скоростного пасс, флота. Большое пополнение получил пасс, речной флот: трёхпалубные комфортабельные пасс, теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания "река-море" и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок.

За годы социалистич. строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные совр. погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97,9%.

30 мая 1956 пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР было упразднено общесоюзное Мин-во речного флота и создано Мин-во речного флота РСФСР; в др. союзных республиках, там, где это необходимо,- соответствующие управления при Сов. Мин. союзных республик.

Успешно развивается Р. т. и в др. социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутр. транспорта стран - членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3).

Табл. 3. - Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран-членов СЭВ
Страны

Протяжённость внутренних водных путей (1973), км

Доля Р. т. в грузообороте всех видов транспорта, %
1970

1973
НРБ

470

3,1

3,7
ВНР

1688

6,1

5,0
ГДР

2546

1,7

1,6
ПНР

3853

1,0

0,9
СРР

1691

1,5

1,7
ЧССР

458

3,0

2,9

Ведущая роль в системе Р. т. стран - членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутр. водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.

В состав водных путей Польши входит р. Одра, к-рая в верх, течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. басс. р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с басс. Днепра (СССР) (см. Днепров-ско-Бугский канал). Гл. речные пути в ГДР - Ниж. Одер и Ср. Эльба, к-рые соединены двумя системами каналов. Одна из систем - Эльба - Шпре - Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются pp. Дунай, Тиса, Кёрёш и оз. Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по pp. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.

В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. m грузов, грузооборот ок. 2 млрд. т-км, в ВНР - соответственно 2,8 млн. т и 1,4 млрд. т-км, в ГДР - 12,5 млн. т и 2,0 млрд. т-км, в ПНР - 10,8 млн. m и 2,5 млрд. т-км, в СРР - 5,3 млн. т и 1,6 млрд. т-км, в ЧССР - 4,8 млн. т и 2,6 млрд. т-км.

В послевоенные годы речной флот стран - членов СЭВ значительно пополнился новыми совр. судами, построенными на отечеств, предприятиях и на су достроит, з-дах др. социалистич. стран.

В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется след, данными (табл. 4).

Табл. 4. - Состав речного флота развитых капиталистических стран
Страны

Годы

Протяжённость водных путей, км

Буксиры и толкачи

Несамоходные суда

Самоходный грузовой флот
число судов

мощность, тыс. л. с.

число судов

грузоподъёмность, тыс. т

число судов

грузоподъёмность, тыс . т
мощность, тыс. л. с.




1971

41 100

4092

3847

19 480

22 160

• -


США


ФРГ

1972

5900

401

207,7

1120

1106,9

4394

3447,8 1970,0
Франция

1972

8600

222

135,4

1560

884,0

5436

2109,5 808,9

Р. т. США перевезено в 1972541,7 млн. т грузов, грузооборот 335,2 млрд. т-км. Осн. виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты - 38% , уголь - 20%, минерально-строительные грузы - 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет ок. 16,4%, в т. ч. Великие озёра- 5,3%. Значит, часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения ср. мощности толкачей и ср. грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300 кет (10060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигац. оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20-40 барж общей грузоподъёмностью 20-50 тыс. т.

В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн. т грузов, грузооборот 47,5 млрд. т-км. Осн. виды грузов: минерально-строительные - 37,5%, нефть и нефтепродукты - 18,3, руды и металлолом - 14,6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значит, часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость к-рых 1800 км. В нач. 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 m и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400 кет (6000л. с.), оснащённые средствами механизации и автоматикой управления.

Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн. т грузов, грузооборот - 15 млрд. т-км. Осн. перевозимые грузы: минерально-строительные - 51,1%, нефть и нефтепродукты - 19,6, с.-х. сырьё - 9,9%. Значит, объём перевозок приходится на Рейн - 22,1%, а также на pp. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9% . В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается ср. мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов. В развивающихся странах общая протяжённость внутр. водных путей в нач. 70-х гг. 20 в. составляла