БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 эскадрильи, штурман 16-го гвардейского истребит, авиац. полка (1943- 1944), зам. командира полка и командир полка (июль 1944 - февр. 1945). С февр. 1945 инспектор-лётчик по технике пилотирования 9-й гвард. истребит. авиадивизии. Совершил св. 450 боевых вылетов, лично сбил 56 и в групповых боях - 5 самолётов противника. После войны на ответственных должностях в войсках. С 1959 в запасе. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды и медалями. Автор книг "Дымное небо войны" (1968), "В гостях у молодости" (1968), "В небе Молдавии" (1967).

Г. А. Речкалов.

РЕЧНАЯ ГИДРАВЛИКА, раздел гидравлики, в к-ром изучают движение воды в речных руслах. В реках наблюдается самая сложная форма движения жидкости - неустановившееся движение в непризматич. деформирующихся руслах: кинематика и динамика речного потока существенно меняются во времени - от паводка до межени; структура потока становится особенно сложной, когда он выходит из основного русла на пойму; при активном взаимодействии потока и размываемого русла поток становится двухфазным, т. е. состоящим из воды и твёрдых частиц (наносов).

Основные проблемы, изучаемые Р. г. Кинематика речного потока, т. е. распределение скоростей и связь между характерными скоростями в живом сечении, сопротивление движению воды в руслах сложной формы. Формы свободной поверхности потока, образующейся в результате подпора воды, вызванного строительством гидротехнич. сооружений. Неустановившееся, или волновое, движение в речных руслах, наблюдающееся во время паводков или попусков из водохранилищ, и его расчёт. Движение воды под ледяным покровом, к-рый существенно влияет на поле скоростей в живом сечении, повышая сопротивление движению воды из-за увеличения смоченного периметра. Влияние регулирования стока и гидротехнич. сооружений на движение жидкости и наносов. Гл. объект изучения в данном случае - водохранилище, в к-ром значительно уменьшаются скорости течения воды по сравнению с естеств. потоком, снижается способность последнего транспортировать наносы, поэтому происходит постепенное заиление водохранилищ. В нижних бьефах, т. е. за плотинами, интенсивность деформации дна реки повышается как за счёт увеличения скорости течения, так и вследствие того, что освободившийся от наносов поток обладает большей размывающей способностью по сравнению с мутным.

Формирование речных русел, турбулентность потоков, транспорт наносов, деформации (размывы и намывы) дна и берегов (русловые процессы) изучаются в разделе Р. г.- динамике русловых потоков. Большой вклад в развитие Р. г. внесли сов. учёные Н. М. Вернадский, С. А. Христианович и др.

Лит.: Вернадский Н. М., Речная гидравлика, ее теория и методология, т. 1, Л.- М., 1933; Христианович С. А., Неустановившееся движение в каналах и реках, в сб.: Христианов и ч С. А., Михлин С. Г., Девисон Б. Б., Некоторые новые вопросы механики сплошной среды, М.- Л., 1938. Г. В. Железняков.

РЕЧНАЯ ГИДРОЛОГИЯ, раздел гидрологии суши, в к-ром изучают реки, процессы стока воды и наносов в их руслах и бассейнах. Р. г. изучает положение речных русел в плане (меандрирование рек), форму поперечных и продольных профилей, влияние на сток климата, залесённости, агротехники, гидротехнич. мелиорации; связь стока с осадками и испарением; питание рек; водный и тепловой баланс бассейнов; термич. режим рек и бассейнов, ледовые явления, а также занимается предсказанием гидрологического режима рек - гидрологическими прогнозами.

Лит.: А п о л л о в Б. А., Учение о реках, М., 1963; Великанов М. А..Гидрология суши, 5 изд., Л., 1964.

РЕЧНАЯ СЕТЬ, см. Гидрографическая сеть.

РЕЧНАЯ СИСТЕМА, совокупность рек, изливающих воды одним общим потоком или системой протоков в море или озеро. Состоит из гл. реки (ствола системы) и притоков 1-го, 2-го и следующих порядков. Притоками 1-го порядка наз. реки, непосредственно впадающие в гл. реку, 2-го порядка - притоки притоков 1-го порядка и т. д. Река Оскол, впадающая в р. Северский Донец,- приток 1-го порядка; притоки р. Оскола - 2-го порядка и т. д. Крупные Р. с. включают до 20 порядков притоков. Название Р. с. даётся по названию гл. реки, к-рая является обычно наиболее длинной и многоводной рекой в системе.

РЕЧНОЙ БАССЕЙН, см. Бассейн речной.

РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ, здание или комплекс зданий, сооружений и устройств для обслуживания пассажиров и обработки багажа в речных портах. Здания Р. в. возводят на прибрежных участках, при выборе к-рых учитываются требования навигации, гидрогеол. условия и удобство связей с осн. магистралями и трансп. системами города. Иногда Р. в. объединяют с вокзалами др. видов транспорта (см. Вокзал). Комплекс Р. в. обычно состоит из привокзальной площади, пасс, здания и перрона. На перронах Р. в. используются плавучие дебаркадеры или устраиваются посадочные площадки на различных уровнях (реже применяются спец., в т. ч. выдвижные, трапы) ввиду сезонных колебаний горизонта воды. Р. в. классифицируются по вместимости на малые (25-100 чел.), средние (100-500 чел.) и большие (500-900 чел.). Первые стационарные Р. в. построены в СССР в 1930-1-й пол. 1950-х гг.; в их архит. решении широко использовались мотивы и декоративные детали, заимствованные из зодчества прошлого (Химкинский речной вокзал в Москве, 1937, арх. А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский; илл. см. т. 17, табл. IV-V, стр.16-17). Для совр. Р. в. характерны многоуровневая композиция, большие зальные помещения для обслуживания пассажиров, значит, площади остекления фасадов, раскрывающие внутр. пространство вокзала в сторону реки и привокзальной площади. Объединение Р. в. с крупными зданиями общегор. значения (гостиницы, рестораны и др.) позволяет использовать его помещения в межнавигационный период (для обслуживания туристов, проведения выставок, вечеров отдыха, показа кинофильмов и т. д.), способствует формированию выразительных архит. ансамблей.

Лит.. Голубев Г. Е..Анджелини Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы..., М., 1967. Г. Е. Голубев.

РЕЧНОЙ ПОРТ, см. в ст. Порт.

РЕЧНОЙ РЕГИСТР РСФСР, орган гос. технич. надзора за безопасностью плавания гражд. речных и озёрных судов. Управление Р. р. РСФСР находится в Москве, его инспекции - в речных портах РСФСР. В Украинской ССР, Белорусской ССР и Литовской ССР есть самостоятельные респ. речные регистры. Функции Р. р. РСФСР и др. респ. регистров аналогичны функциям Регистра Союза ССР.

РЕЧНОЙ СОСТАВ, речное транспортное средство, состоящее из самоходного судна и одного или неск. несамоходных судов (напр., барж). В зависимости от типа самоходного судна различают толкаемые и буксируемые Р. с. (см. Буксирное судно, Буксировка), Р. с., оборудованные устройством для принудительного изгиба их (при повороте) по радиусу судового хода, наз, изгибаемыми. Грузоподъёмность сухогрузных и наливных Р. с. достигает 20000 т.

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в т. ч. международные, обслуживающие внешнеторг. перевозки нескольких гос-в (напр., Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными р-нами внутри страны (напр., Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Речной вокзал в Ульяновске. 1965. Архитекторы Т. П. Садовский, Б. Ф. Сёмин.

Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с др. видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8-10 раз меньше соответствующих затрат на создание жел. дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3-5 раз - автомобильных.

Суда Р. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см. Буксирное судно). Пасс, флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на к-рых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строит. материалов. Нефтеналивные су да-танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещённых на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда - нефтерудовозы, к-рые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают ледоколы, обеспечиваю