БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ённая "сверху", оказалась половинчатой, незавершённой (сохранение епископата и епископских земель, сохранение в культе и вероучении многочисл. элементов католицизма, в частности пышной обрядности, и т. д.). Поэтому обострение социальной борьбы, вызванное сдвигами в экономике страны, и нараставшая оппозиция абсолютизму сопровождались требованием углубления Р. Со 2-й пол. 16 в. в Англии всё больше распространяется кальвинизм, последователи к-рого назывались здесь пуританами. В ходе Английской буржуазной революции 17 века, к-рая, подобно Нидерландской, совершалась под знаменем кальвинизма, пуританская оппозиция распалась на ряд самостоят, партий (см. Пресвитериане, Индепепденты, Левеллеры). С кон. 17 в. кальвинизм в Англии перестал быть политич. течением и его роль ограничивается религ.-идеологич. сферой; гос. церковью осталась англиканская.

Реформац. движение в целом было важным этапом в борьбе с феодализмом. В ряде стран Р. стала формой, в к-рую облекались бурж. революции мануфактурного периода. В результате Р. католич. церковь утратила монопольное положение в Зап. Европе; в странах, где победила (в религ. отношении) Р.,- на части терр. Германии, Швейцарии, в скандинавских странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венг. королевства - возникли новые - протестантские - церкви (см. Протестантизм). Секуляризация церк. земель подорвала здесь экономич. могущество католич. церкви. В этих странах Р. удешевила и упростила церк. организацию, придала также божеств, санкцию нормам бурж. практики и морали. В странах, где победила Р., церковь оказалась в большей зависимости от roc-ва, пользовалась меньшей властью, чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской культуры. Духовная диктатура церкви была сломлена. Р. оказалась последним крупным антифеод, движением, проходившим под религ. оболочкой. Новый этап борьбы с феодализмом проходил уже под знаменем прогрессивных форм светской идеологии (Просвещение и др.).

Лит. Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422 - 423; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; е г о ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его ж е, К "Крестьянской войне", там же, т. 21; его же, Заметки о Германии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, М., 1948, с. 343-46; С м и-р и н М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху реформации, в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Штерн Л., Идеологическая и политическая роль Реформации в прошлом и настоящем, в кн.: Ежегодник германской истории 1968, М., 1969; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Weber М., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tubingen, 1934; 450 Jahre Reformation, hrsg. von L. Stern trad M. Steinmetz, В., 1967; Die Reformation im zeitgenossischen Dialog. 12 Texte aus den

Jahren 1520 bis 1525, В., 1968; Weltwirkung der Reformation. Internationales Symposium anlasslich der 450-Jahr-Feier der Reformation in Wittenberg..., hrsg. von M. Steimetz und J. Brendler, Bd 1 - 2, В., 1969; Illustrierte Geschichte der deutschen fruhburgerlichen Revolution, hrsg. von A. Laube, M. Steinmetz, G. Vogler, В., 1974; Imbart de la Tour P., Les origines de la Reforme, v. 1-4, P., 1905 - 35; Bibliographic de la Reforme 1450 - 1648, v. 1 - 7, Leiden, 1958 - 1970. А. Н. Чистозвонов, Н. Н. Самохина.

"РЕФОРМАЦИЯ ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА", политич. памфлет неизв. автора, появившийся в Германии в кон. 30-х гг. 15 в. Назван именем Сигизмунда I, императора "Священной Рим. империи" в 1410-37. Суть памфлета, представлявшего проект гос. переустройства Германии и выражавшего настроения передовых слоев бюргерства,- обеспечение гос. единства страны на демократич. основе. Важнейшую политич. роль в гос. устройстве памфлет отводил крупным городам, его автор выступал за отмену крепостного состояния и упразднение тяжёлых феод, повинностей, за проведение церк. реформы (сокращение числа духовных лиц и их доходов, ограничение роли церкви и др.). Памфлет пользовался большой популярностью в демократич. кругах Германии в кон. 15 - нач. 16 вв.

Публ.: Die Reformation des Kaisers Sigmund..., hrsg. von H. Werner, В., 1908.

Лит.: С м и р и н М. М., Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией, М., 1952.

РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, политич. течение, к-рое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистич. революции и диктатуры пролетариата, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество "всеобщего благоденствия" и социальной справедливости.

Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития бурж. демократии ряд с.-д. деятелей выступили с требованием ревизовать марксизм и взять курс на реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное "врастание" в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.). Несмотря на упорную, хотя и не всегда последоват., борьбу против бернштейнианстви, к-рую вели в европ. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций реформизму приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из крупных политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И. Лениным большевистская партия неуклонно отстаивала революц. линию в рабочем движении.

После Окт. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны 1914-18 противоборство марксизма и Р. стало борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего движения. Революц. его крыло было представлено Коминтерном, реформистское - сначала 2-м и 21/2-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923,- Социалистич. рабочим интернационалом. Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами - это движение от марксизма к антимарксизму.

После 2-й мировой войны 1939-45 Р. характеризуется окончательным и полным разрывом с марксизмом, зафиксированным в новых программах осн. европ. с.-д. партий (1958-61). Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-ленинизму,-"демократический социализм". Теоретич. корни "демократич. социализма" восходят к неокантианству с его проповедью этического социализма.

С точки зрения теоретиков совр. Р., социализм - не закономерный продукт естеств.-историч. развития, а нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич. преобразование общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе "вечных" ценностей социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ, развитие. Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С точки зрения Р., социализм может возникнуть только "демократически", т. е. в результате суммы политикр-эко-номич. и особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-вами; социализм может существовать только как "демократия", т. е. как гармонич. единство всех социальных групп, включая капиталистов,- таково кредо Р. Несмотря на то что в документах, программных заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого понятия становится всё более неопределённым.

Стремление эклектически соединить "кусочки" капитализма и "кусочки" социализма определяет двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни в одной стране, где лидеры с.-д. партий возглавляли правительства, не сделано ничего для подрыва основ капитализма. Так, по свидетельству швед, премьера, лидера с.-д. партии У. Пальме, социал-демократы не смогли реализовать осн. представления о будущем, к-рые были движущей силой с.-д. движения, не смогли создать тот тип равенства, к-рый предполагает социализм, не создали чувство общности среди людей, не добились влияния как на общество в целом, так и на повседневную жизнь отд. людей. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на модернизацию капитализма, его приспособление к новым историч. условиям.

Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы сыграли и играют определённую роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку в развитых капиталистич. странах. Реформистские, с.-д. партии, объединённые в Социалистический интернационал, насчитывали более 13,5 млн. чел. (1971), и за них голосовало на выборах св. 73 млн. чел. В сер. 1973 с.-д. деятели возглавляли правительства или входили в кабинеты 20 гос-в. Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола рабочего движения, критикуя правооппортунистич. идеологию и политику Р., ком-мунистич. партии выступают за конструктивный, свободный от предубеждений диалог между коммунистами и социалистами, за ши