БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121унизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную реальность, противостоит Р. как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: "упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья" (Маркс К., там же, т. 1, с. 415). С возникновением социализма на земле сложился обществ. строй, принципиально противоположный тому "бессердечному миру", тем "бездушным порядкам", иллюзорным восполнением к-рых является Р. Чувство религ. общности, связи с богом выступает как иллюзорная компенсация слабости социальных связей между людьми, к-рая присуща антагонистич. обществ.- экономич. формациям и ликвидируется в ходе социалистич. преобразований. До тех пор, пока Р. сохраняется ещё в социалистич. обществе, верующим предоставляется возможность свободного отправления культа, гарантированная конституцией. Церковь отделена от гос-ва, и оно не вмешивается в отношения граждан к Р. и религ. верованиям - в этом воплощён лозунг свободы совести, отстаивавшийся марксизмом-ленинизмом на всех этапах его истории. Вместе с тем в социалистич. обществе осуществляется деятельность, направленная на создание условий для освобождения сознания граждан от религ. воззрений, ведётся научно-атеистич. пропаганда. Если свободомыслие и атеизм в его исторически ограниченных формах проявления в антагонистич. формациях не были ещё достоянием широких масс, то в социалистич. обществе Р. противостоит массовый атеизм (см. также Атеистическое воспитание). Марксистский атеизм порывает с ограниченностью просветит. критики Р., к-рая не преодолевает идеалистич. иллюзии, будто достаточно изменить сознание людей, чтобы изменился мир. В. И. Ленин, предостерегая против заигрывания с Р., в то же время выступал против всякого рода авантюр "...политической войны с религией", считая необходимым "...подчинение борьбы с религией борьбе за социализм" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 417, 425). Создание материально-технич. базы коммунизма, совершенствование социалистич. обществ. отношений, рост культуры трудящихся масс обусловливают закономерное движение к обществу, свободному от Р. Историч. практика подтверждает мысль Маркса о том, что "...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви, 1971, с. 470).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В. И., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.]. М., 1969; Мюллер М., Религия как предмет сравнительного изучения, Хар., 1902; Кант И., Религия в пределах только разума, пер. с нем., СПБ, 1908; Джемс У., Многообразие религиозного опыта, пер. с англ., М., 1910; Фрейзер Д. Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1 - 4, М., 1928; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Лафарг П., Религия и капитал, пер. с франц., М., 1937; Крывелев И. А., Ленин о религии, М., 1960; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Общество и религия, М., 1967; Яковлев Е. Г., Эстетическое сознание, искусство и религия, М., 1969; Beликович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970; Попова М. А., Критика психологической апологии религии, М., 1972; Сухов А. Д., Религия как общественный феномен, М., 1972; Атеизм, религия, нравственность, М., 1972; Угринович Д. М., Введение в теоретическое религиоведение, М.., 1973; Наука о неорганической природе и религия, М., 1973; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Гараджа В. И., Актуальность ленинских принципов критики религии в современной идеологической борьбе, в кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука, М., 1974; Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст., т. 1 - 12, М., 1950-64; Вопросы научного атеизма, в. 1 -17-, М., 1966-74-; Неgеl G. W. F., Vorlesungen iiber die Philosophic der Religion Bd 1-2, Stuttg., 1928; Маrеtt R. R., The threshold of religion, L., 1909; Durckheim E., Les formes elementaires de la vie religieuse, P., 1912; Weber M., Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1 - 3, Tubingen, 1921-22; Jung K. G., Psychologie und Religion, Z., 1940; Hellpach W., GrundriB der Religionspsychologie, Stuttg., 1951; Handbuch der Religionswissenschaft, Hrsg. von G. Mensching, В., 1948; Mensching G., Die Religion. Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze, Stuttg., 1959; Wach J., Religionssoziologie, Tubingen, 1951; Eliade M., Traite d'histoire des religions, P., 1959; International bibliography of the history of religions, Leiden, 1954; Glasenapp H. von, Die funf groBen Religionen, 3 Aufl., Bd 1-2, Dusseldorf 1952-57; Otto R., Das Heilige, 30 Aufl., Munch., 1958; Heiler F., Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart, Stuttg., 1959; его же, Erscheinungsformen und Wesen der Religionen Stuttg., 1961; Leeuw G. van der, Einfuhrung in die Phanomenologie der Religion, Munch., 1925; Wells D. H., God, man and the thinker: philosophies of religion, N. Y., 1962; Religion und Atheismus heute, В., 1966; Trillhaas W., Religionsphilosophie, В. -N. Y., 1972; Steigerwald R., Marxismus - Religion -Gegenwart, В., 1973. См. также лит. при ст. Атеизм.

В. И. Гараджа.

РЕЛИКВАРИЙ (позднелат. reliquarium), вместилище для хранения реликвий, характерное прежде всего для христианcкого культа. Р., известные с 3 в., были особенно распространены в Зап. Европе и в меньшей степени - в Византии и Др. Руси; они могли принимать самый различный вид: начиная с маленьких сосудиков и кончая крупными ларями. Р. создавались из благородных металлов, слоновой кости, дерева, украшались драгоценными камнями, изображениями и орнаментами, исполненными в технике литья или резьбы.

Реликварий Трёх Волхвов. Бронза, драгоценные камни. Ок. 1200. Мастерская Николая Верденского. Собор. Кёльн.

Лит.: Вraun J., Die Reliquiare des christlichen Kultes und ihre Entwicklung, Freiburg im Breisgau, 1940.

РЕЛИКВИИ (от лат. reliquiae - остатки, останки), в различных религиях особо чтимые предметы, некогда якобы принадлежавшие богам, пророкам, святым, или останки святых (мощи). Р. приписывается чудодейственная сила (исцеление от недугов и др.). Почитание Р. восходит к первобытным верованиям (см. в ст. Фетишизм), широкое распространение в христианстве получило в ср. века, когда Р. в большом количестве изготовлялись церковниками. Каждая церковь и монастырь стремились для привлечения верующих обзавестись своими Р. В Зап. Европе культ Р. особенно интенсивно внедрялся со времени крестовых походов; в 11-13 вв. с Востока было привезено много "священных" предметов. Церковь и поныне спекулирует на религ. легковерии, всемерно поддерживая поклонение Р.

В переносном значении Р. называются предметы, хранимые как память о прошлом.

Лит.: Румянцев Н., Великий шантаж. Мощи ветхозаветных и новозаветных героев, 5 изд., М., [1932]; О святых мощах. Сб. материалов, М., 1961,

РЕЛИКТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, электромагнитное излучение, заполняющее наблюдаемую часть Вселенной. Р. и. существовало уже на ранних стадиях расширения Вселенной и играло важную роль в её эволюции; является уникальным источником информации о её прошлом. Интенсивность и спектр Р. и. соответствуют излучению абсолютно чёрного тела с темп-рой 2,7 К.

Р. и. было обнаружено в 1965 в радиодиапазоне электромагнитного излучения на длине волны 7,35 см. В диапазоне сантиметровых и дециметровых волн наблюдения Р. и. проводят с поверхности Земли при помощи радиотелескопов. В миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах излучение земной атмосферы препятствует наблюдениям Р. и., поэтому для измерений используют широкополосные болометры, установленные на поднимаемых за пределы атмосферы баллонах и ракетах. Наблюдения на длинах волн от 50 см до 0,5 мм свидетельствуют о том, что Р. и. равномерно распределено на небесной сфере и является осн. составляющей яркости неба в дециметровом, сантиметровом, миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах (рис.). Р. и. определяет плотность энергии электромагнитного излучения во Вселенной - ок. 0,25 эв/см3, и плотность числа фотонов во Вселенной - ок. 400 в 1 см3. На каждый атом во Вселенной приходится более ста миллионов реликтовых фотонов.

Открытие Р. и. подтвердило предложенную в 1946 Г. А. Гамовым гипотезу (т. н. горячую модель Вселенной), согласно к-рой Вселенная на ранних стадиях расширения характеризовалась не только высокой плотностью, но и высокой темп-рой, достаточной для протекания ядерных реакций синтеза лёгких элементов. При высокой темп-ре плазма находилась в термодинамич. равновесии с излучением. В ходе последующего расширения Вселенной темп-pa вещества и излучения падала по адиабатич. закону, происходила рекомбинация протонов и электронов, и равновесие между веществом и излучением нарушилось. Однако тепловое излучение сохранилось до совр. эпохи и наблюд