БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121аве к-рых и поныне сохранились традиционные для католицизма ф-ты теологии, философии и канонич. права. Кроме того, в 116 странах функционируют (1972) 2090 католич. семинарий, в т. ч.: в Европе-1065, Азии - 302, Америке - 448, Африке - 249, Австралии и Океании - 26. Из этого числа во Франции насчитывается 198 семинарий, в Испании - 134, ФРГ - 72, Португалии - 40, Индии - 63, на Филиппинах - 38, в Канаде - 42, Мексике - 67, Бразилии - НО, Колумбии - 44. Все семинарии делятся на два типа: Maiora (старшая) и Minora (младшая), дающие соответственно высшее или среднее богословское образование. В 753 старших и 1337 младших семинариях обучалось ок. 200 тыс. человек. Одним из центров теологич. образования является Италия, где действует 9 понтификальных академий (Рим), в т. ч. Папская академия наук, 7 понтификальных ун-тов, 14 ин-тов, 18 понтификальных колледжей, в т. ч. Русский (Руссикум), а также 119 старших, 277 младших региональных семинарий и более 60 колледжей, принадлежащих различным монашеским орденам. В ведении римско-католич. церкви в Италии находится также около 4,5 тыс. общеобразоват. уч. заведений. Религия как обязательный предмет преподаётся и во всех типах школ Австрии, Испании, Португалии и большинства стран Лат. Америки. В Бельгии католич. школы по количеству уч-ся превосходят государственные. Большое число католич. школ действует во Франции, ФРГ. В США функционирует 2700 средних католич. уч. заведений, где обучается более 1300 тыс. чел. Религ. обучение в них составляет часть общего уч. плана. Кроме того, под руководством иезуитов действуют 4 католич. ун-та, 95 теологич. семинарий и колледжей, в к-рых готовятся кандидаты священства для пастырской работы, а также обучается нек-рая часть светской молодёжи. Под влиянием и контролем римско-католич. церкви находится вся сфера нар. просвещения в большинстве стран Лат. Америки, обучение в начальных и средних школах основывается на принципах католич. религии. В Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Колумбии, Никарагуа, Парагвае, Панаме, Перу и Сальвадоре, а также в Канаде функционируют католич. ун-ты. Католич. школы всех типов действуют также в нек-рых странах Азии и во многих странах Африки. Одна из характерных черт католич. теологич. образования - строгая централизация. Теологич. уч. заведениями и всеми типами католич. общеобразоват. школ ведает Ватикан, три его конгрегации: пропаганды веры, семинарий и университетского образования, католич. образования. Особая роль отводится ордену иезуитов, представители к-рого обычно возглавляют католич. ун-ты, ведут преподавание богословских дисциплин в ун-тах, семинариях, колледжах и средних уч. заведениях. Если ещё в 1-й пол. 20 в. уч. планы отличались консерватизмом, традиционизмом, то в 60-70-е гг. они были приведены в соответствие с изменившейся в мире обстановкой и курсом Ватикана на "аджорнаменто" ("обновление"), в них включены новые дисциплины: история атеизма, антология (избранные произведения) атеизма, марксистский атеизм. Папский салезианский ун-т в Риме выпустил (1967-69) 4-томную "Энциклопедию современного атеизма". Идеологи католицизма, как видно из офиц. документов Ватикана, обеспокоенные ростом влияния атеизма в мире, ставят задачу готовить "гармонично развитых пропагандистов веры", богословов, способных бороться с марксистским атеизмом, более тонко его фальсифицировать, усиливать влияние католицизма на массы. Новые уч. программы нек-рых высших школ ориентируют также на более глубокое изучение других религий, в частности на подготовку будущих богословов для проведения диалога с православием.

Одна из целей теологич. образования- подготовка кадров не только для священнослужения в церкви, но и для гос. аппарата, включая капелланов вооруж. сил, полиции, а также для католич. партий и профсоюзов, ассоциации "Католическое действие", женских, молодёжных и др. орг-ций. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора (1962-65) особое внимание уделяется подготовке католиков-мирян для работы среди населения, что, по мысли идеологов совр. католич. "аджорнаменто", призвано приостановить процесс дехристианизации, кризисные явления в католицизме. Как свидетельствует декларация о христианском образовании, принятая на 2-м Ватиканском соборе, римско-католич. церковь вынуждена была признать утрату монополии на образование, добиваясь в то же время признания особой компетентности церкви в области нар. образования. Небольшую сеть духовных уч. заведений имеют и старокатолич. исповедания - сторонники отколовшегося (1871) от римско-католич. церкви направления, не признающие провозглашённый Ватиканским собором 1869-70 догмат о папской непогрешимости. Семинарии старокатоликов функционируют в Амерсфорте (Нидерланды), Бонне (ФРГ); в США существуют воскресные школы, дающие элементарную религ. информацию для детей и взрослых старокатоликов.

Традиционный и строго догматич. характер имеет Р. о. и о. в православии. В духовных уч. заведениях православных церквей стран Ближнего Востока, а также Болгарии, Греции, Румынии, Югославии изучают в основном только дисциплины, вытекающие из Библии, Священного писания, священного предания и постановлений первых Вселенских соборов. Однако и в эти твердыни ортодоксии входит новое, обращается внимание на изучение проблем экуменизма, диалога с другими религиями и "теологии социального служения". В 50-60-е гг. Московская патриархия восстановила традицию прежних (дореволюционных) духовных школ - давать богословское образование студентам из иных автокефальных православных церквей. В Московскую и Ленинградскую духовные академии принимаются граждане из зарубежных стран, здесь получали богословское образование представители александрийской, антиохийской, сербской, румынской, болгарской, кипрской, польской, чехословацкой, финляндской и японской православных церквей. В Ленинградской духовной академии обучаются студенты из православных восточных, т. н. нехалкидонских, церквей Индии, Кении, Танзании, Уганды и Эфиопии. При Московской духовной академии имеется трёхгодичная аспирантура. Выпускникам академии присваивается степень кандидата наук, после защиты соответствующих диссертаций - степень магистра, доктора богословия.

В протестантизме среднее и высшее теологич. образование миряне получают в теологич. колледжах, окончание к-рых не требует принятия духовного сана, а богословы учатся в теологич. уч. заведениях разного типа. В Зап. Европе ок. 60 академий, ун-тов и университетских ф-тов дают высшее образование; функционирует св. 100 колледжей, училищ, школ и проповеднич. семинаров, дающих среднее образование, готовящих богословов, пасторов и проповедников для служения в церквах разных протестантских конфессий: евангелической (лютеранской), реформатской (кальвинистской) и др. Евангелич. и др. протестантские церкви Зап. Европы создали также большую сеть духовных уч. заведений и в странах Африки, Азии. В США действуют теологич. колледжи и семинарии следующих церквей: лютеран - 12, пресвитериан - 17, баптистов - 35, методистов - 13, адвентистов- 4, реформатов - 3, меннонитов - 4.

Система теологич. образования в протестантизме не централизована. Она имеет существенные различия в каждой ветви протестантизма и церкви. Статус протестантских духовных уч. заведений во мн. странах обычно определяет соответствующая религиозная организация. Напр., ряд богословских (пастырских) семинарий в США принимает в состав своих слушателей только окончивших теологич. ф-т ун-та. Уч. программа состоит из след. разделов: библеистика, церковная история, богословие, пасторология (изучение обязанностей священнослужителя). Библеистика составляет основу подготовки пресвитеров и проповедников на курсах евангельских христиан-баптистов в Москве, в уч. заведениях мн. церквей и сект, функционирующих в Европе, США, Канаде и Лат. Америке. В Великобритании начальное обучение религии (в основном англиканской разновидности христианства) проводится в системе гос. школ. Среднее теологич. образование дают 40 богословских колледжей, а высшее - теологич. ф-ты и отделения 25 гос. ун-тов (Оксфордский, Кембриджский, Лондонский, Манчестерский и др.).

Свою систему образования имеют и нехалкидонские (монофизитские) церкви. Так, эфиопская церковь имеет средние богословские школы и теологич. колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование; коптская церковь Египта готовит теологов на богословском ф-те Александрийского ун-та; теологи-монофизиты обучаются и в Индии: в Старой семинарии в Коттаяме и во всехристианском колледже в Бенгалуру. Теологич. образование этих конфессий широкого распространения не получило, и только арм. григорианская церковь, имеющая значит. число последователей в ряде стран Ближнего Востока, Европы и Америки, проводит религ. обучение населения при нек-рых зарубежных храмах, а в Эчмиадзине (близ Еревана) имеет духовную академию, состоящую из двух отделений: академического и семинарского; наряду с христианским богословием изучаются светские дисциплины: история арм. народа, его древней музыки, лит-ры, живописи, зодчества, в преподавании к-рых сказывается влияние церковных доктрин.

В современном Р. о. и о. происходит сложная эволюция: в его нек-рых звеньях наблюдается отход от узкого конфессионализма. В ряд