БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121времени интегрирования и дифференцирования. Фактич. воздействие u(t) отличается от uo(t) вследствие инерционности регулятора. САР является динамической системой, процессы в к-рой описываются дифференциальными, дифференциально-разностными и т. п. ур-ниями.



Структурные схемы автоматического регулирования по отклонению (а), по возмущению (б) и комбинированного (в): хo- заданное значение регулируемой величины; E - динамическая ошибка (рассогласование); и - управляющее воздействие; f - возмущающее воздействие (нагрузка); х - регулируемая величина; кружком, разделённым на секторы, обозначено сравнивающее устройство.

САР может находиться в состоянии равновесия, в ней могут протекать установившиеся и переходные процессы, количеств. характеристики к-рых изучает теория автоматич. регулирования (ТАР). В статических системах регулирования установившаяся погрешность (ошибка) Ест при постоянной нагрузке (на объект) зависит от величины последней. Для повышения статической точности увеличивают коэфф. усиления регулятора k, но при достижении им нек-рого критич. значения kкр система обычно теряет устойчивость. Введение в регулятор интегрирующих элементов позволяет получить астатическую систему регулирования, в к-рой при любой постоянной нагрузке статич. ошибка отсутствует. ТАР изучает условия устойчивости, показатели качества процесса регулирования (дияамич. и статич. точность, время регулирования, колебательность системы, степень и запасы устойчивости и т. п.) и методы синтеза САР, т. е. определения структуры и параметров корректирующих устройств, вводимых в регулятор для повышения устойчивости и обеспечения требуемых показателей качества Р. а.

Наиболее полно разработана ТАР линейных систем, в к-рой применяются аналитич. и частотные методы исследования. Малые отклонения от равновесных состояний в непрерывных нелинейных системах Р. а. исследуются посредством линеаризации исходных ур-ний. Процессы при больших отклонениях и специфич. особенности нелинейных САР (предельные циклы, автоколебания, захватывание, скользящие режимы и т. п.) изучаются методами фазового пространства. Для изучения периодич. режимов также применяют приближённые методы малого параметра, гармонич. баланса и др. Устойчивость при больших отклонениях исследуется вторым (прямым) методом Ляпунова и методом абс. устойчивости, разработанным В. М. Поповым (Румыния). Спец. раздел ТАР посвящён Р. а. при случайных воздействиях.

С 50-х гг. 20 в. развиваются теория инвариантных САР, обеспечивающих независимость x(t) от возмущений, и теория многосвязных САР, в к-рых мн. величины связаны через регулируемый объект. В таких САР часто вводят дополнит. связи между регуляторами в целях получения определённых свойств, в частности автономности (независимости процессов регулирования отд. величин). В 60-х гг. получила развитие и применение теория систем с переменной структурой, особенно эффективных при работе в условиях больших изменений параметров системы и среды, т. к. переходные процессы в них определяются свойствами управляющего устройства и мало зависят от параметров объекта регулирования и среды.

Особое место в ТАР занимают дискретные системы Р. а., в к-рых осуществляется квантование сигнала. Из них наиболее изучены импульсные системы (с квантованием по времени), релейные системы (с квантованием по уровню) и цифровые системы (с квантованием по времени и уровню). Частный вид релейных систем - двухпозиционные регуляторы, в к-рых регулирующий орган может занимать лишь одно из двух крайних положений.

История развития Р. а. Даты изобретения первых регулирующих устройств, так же как и имена их изобретателей, не установлены. Напр., поплавковый регулятор уровня водяных часов, осн. на принципе регулирования по отклонению, был известен арабам ещё в начале н. э. На мукомольных мельницах в ср. века применялись центробежные маятники для регулирования частоты вращения жерновов. Однако первыми регуляторами, получившими широкое практич. применение в пром-сти, стали регулятор питания котла паровой машины И. И. Ползунова (1765) и центробежный регулятор частоты вращения паровой машины Дж. Уатта (1784).

Первые регуляторы осуществляли прямое регулирование, при к-ром измерит. орган непосредственно воздействовал на регулирующий орган. Такое Р. а. было возможно только на машинах малой мощности, где для перемещения регулирующих органов (рычага, колеса) не требовалось больших затрат энергии. В 1873 французский инженер Ж. Фарко впервые осуществил непрямое Р. а., введя в цепь регулирования усилитель - гидравлич. сервомотор с жёсткой обратной связью. Это дало возможность не только повысить мощность воздействия регулятора, но и получить более гибкие алгоритмы Р. а. В 1884 появился регулятор непрямого действия с дополнит. релейной обратной связью, действовавшей до тех пор, пока отклонение было отлично от нуля. Затем релейная связь была заменена непрерывной дифференциальной связью, получившей назв. изодромной.

Со 2-й пол. 19 в. Р. а. применяется в самых различных технич. устройствах- паровых котлах, компрессорных установках, электрич. машинах и др. К этому же периоду относится и становление науки о Р. а. В статье Дж. К. Максвелла "О регулировании" (1868) впервые рассмотрена математич. задача об устойчивости линейной САР. Трудом И. А. Вышнеградского "О регуляторах прямого действия" (1877) заложена основа ТАР как новой научно-технич. дисциплины. Дальнейшее её развитие и систематич. изложение дано А. Стодолой, Я. И. Грдиной и Н. Е. Жуковским.

Новый этап в развитии Р. а. наступил с применением в регуляторах электронных элементов, в частности вычислит. устройств, что существенно расширило возможность усовершенствования алгоритмов регулирования введением воздействий по высшим производным, интеградам и более сложным функциям. Преимущества электронных регуляторов особенно проявились в самонастраивающихся системах, первыми из к-рых были экстремальные регуляторы: регулятор топки парового котла (1926), электрич. регулятор кпд (1940), авиационные регуляторы (1944). Однако подобные регуляторы применяют лишь в простейших случаях, например для поддержания экстремума функции одной переменной. В более сложных САР целесообразно разделить систему регулирования на две части: вычислит. устройство, определяющее оптимальную настройку регулятора, и собственно регулятор. В сложных системах управления Р. а. используется лишь на низшей ступени иерархич. управления - регуляторы воздействуют непосредственно на управляемый объект, являясь исполнителями команд ЭВМ (или операторов), находящихся на более высоких ступенях управления.

Лит.; Теория автоматического регулирования, под ред. В. В. Солодовникова, кн. 1 - 3, М., 1967 - 69; Воронов А. А., Основы теории автоматического управления, ч. 1 - 3, М.- Л., 1965-70; Заде Л., Дезоер Ч., Теория линейных систем. Метод пространства состояний, пер. с англ., М., 1970; Бесекерский В. А., Попов Е. П., Теория систем автоматического регулирования, М., 1972; Сю Д., Мейер А., Современная теория автоматического управления и её применение, пер. с англ., М., 1972; Основы автоматического управления, под ред. В. С. Пугачева, 3 изд., М., 1974.

А. А. Воронов

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРOЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, система организационно-технич. мероприятий, направленных на повышение скорости и безопасности движения. Сущность Р. д. д. заключается в том, чтобы обязывать, запрещать или рекомендовать водителям транспорта и пешеходам действия в интересах обеспечения скорости и безопасности.

В СССР Р. д. д. осуществляется в основном с помощью светофорной сигнализации (см. Светофор дорожный), дорожных знаков, разметки (см. Разметка дорожная), а также распорядительных действий работников Госавтоинспекции. Мероприятия по регулированию движения разрабатываются на основе изучения особенностей транспортных и пешеходных потоков на улицах и дорогах и всестороннего анализа причин дорожно-транспортных происшествий. Основу Р. д. д. в СССР составляют Правила дорожного движения, к-рыми устанавливаются пределы скорости, запрещение или ограничение обгонов, остановок и стоянок, поворотов и т. п., вводится одностороннее движение.

Общий вид регулируемого перекрёстка в Москве.

Развитие Р. д. д. началось в 1868, когда в Лондоне появилась первая установка семафорного типа, управляемая при помощи системы приводных ремней. Впоследствии эта установка была оснащена красными и зелёными фонарями, работавшими на светильном газе. Первые электрич. светофоры появились в США в 1914. В СССР светофоры применяются с 1924.

В 20-х гг. в США были внедрены автоматы для переключения сигналов светофоров - контроллеры, к-рые работали по одной или неск. программам, автоматически включаемым в заданное время (с учётом изменения интенсивности движения в течение суток).

Для рационального Р. д. д. разрабатываются обычно программа для часов "пик", для дневного периода спада движения и ночная программа. Наиболее совершенны системы с обратной связью, изменяющие длительность сигналов светофора с учётом интенсивности и плотности движения на пересекающихся улицах. Они состоят из транспортных детекторов (датч