БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121е для создания Р. д. имели теоретич. работы рус. учёных С. С. Неждановского, И. В. Мещерского, Н. Е. Жуковского, труды франц. учёного Р. Эно-Пельтри, нем. учёного Г. Оберта. Важным вкладом в создание ВРД была работа сов. учёного Б. С. Стечкина -"Теория воздушно-реактивного двигателя", опубликованная в 1929.

Р. д. имеют различное назначение и область их применения постоянно расширяется. Наиболее широко Р. д. используются на летательных аппаратах различных типов. Турбореактивными двигателями и двухконтурными турбореактивными двигателями оснащено большинство воен. и гражд. самолётов во всём мире, их применяют на вертолётах. Эти Р. д. пригодны для полётов как с дозвуковыми, так и со сверхзвуковыми скоростями; их устанавливают также па самолётах-снарядах, сверхзвуковые турбореактивные двигатели могут использоваться на первых ступенях воздушно-космических самолётов. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели устанавливают на зенитных управляемых ракетах, крылатых ракетах, сверхзвуковых истребителях-перехватчиках. Дозвуковые прямоточные двигатели применяются на вертолётах (устанавливаются на концах лопастей несущего винта). Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели имеют небольшую тягу и предназначаются лишь для летательных аппаратов с дозвуковой скоростью. Во время 2-й мировой войны 1939-45 этими двигателями были оснащены самолёты-снаряды ФАУ-1.

РД в большинстве случаев используются на высокоскоростных летательных аппаратах. Жидкостные ракетные двигатели применяются на ракетах-носителях космич. летательных аппаратов и космич. аппаратах в качестве маршевых, тормозных и управляющих двигателей, а также на управляемых баллистических ракетах. Твёрдотопливные ракетные двигатели используют в баллистических, зенитных, противотанковых и др. ракетах воен. назначения, а также на ракетах-носителях и космич. летательных аппаратах. Небольшие Твёрдотопливные двигатели применяются в качестве ускорителей при взлёте самолётов. Электрические ракетные двигатели и ядерные ракетные двигатели могут использоваться на космич. летат. аппаратах.

Осн. характеристики Р. д.: реактивная тяга, удельный импульс - отношение тяги двигателя к массе ракетного топлива (рабочего тела), расходуемого в 1 сек, или идентичная характеристика-удельный расход топлива (кол-во топлива, расходуемого за 1 сек на 1 н развиваемой Р. д. тяги), удельная масса двигателя (масса Р. д. в рабочем состоянии, приходящаяся на единицу развиваемой им тяги). Для мн. типов Р. д. важными характеристиками являются габариты и ресурс.

Тяга - сила, с к-рой Р. д. воздействует на аппарат, оснащённый этим Р. д., -определяется по формуле
[2137-30.jpg]

где т - массовый расход (расход массы) рабочего тела за 1 сек; Wс - скорость рабочего тела в сечении сопла; Fс- площадь выходного сечения сопла; рс - давление газов в сечении сопла; рn - давление окружающей среды (обычно атм. давление). Как видно из формулы, тяга Р. д. зависит от давления окружающей среды. Она больше всего в пустоте и меньше всего в наиболее плотных слоях атмосферы, т. е. изменяется в зависимости от высоты полёта аппарата, оснащённого Р. д., над ур. м., если речь идёт о полёте в атмосфере Земли. Удельный импульс Р. д. прямо пропорционален скорости истечения рабочего тела из сопла. Скорость же истечения увеличивается с ростом темп-ры истекающего рабочего тела и уменьшением молекулярной массы топлива (чем меньше молекулярная масса топлива, тем больше объём газов, образующихся при его сгорании, и, следовательно, скорость их истечения). Тяга существующих Р. д. колеблется в очень широких пределах - от долей гс у электрических до сотен тс у жидкостных и твёрдотопливных ракетных двигателей. Р. д. малой тяги применяются гл. обр. в системах стабилизации и управления летательных аппаратов. В космосе, где силы тяготения ощущаются слабо и практически нет среды, сопротивление к-рой приходилось бы преодолевать, они могут использоваться и для разгона. РД с макс. тягой необходимы для запуска ракет на большие дальность и высоту и особенно для вывода летательных аппаратов в космос, т. е. для разгона их до первой космич. скорости. Такие двигатели потребляют очень большое кол-во топлива; они работают обычно очень короткое время, разгоняя ракеты до заданной скорости. Макс. тяга ВРД достигает 28 тс (1974). Эти Р. д., использующие в качестве осн. компонента рабочего тела окружающий воздух, значительно экономичнее. ВРД могут работать непрерывно в течение мн. часов, что делает их удобными для использования в авиации. Историю и перспективы развития отд. видов Р. д. и лит. см. в статьях об этих двигателях.

Л. А, Гилъберг.

РЕАКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ научно-исследовательский (РНИИ), создан в Москве в сентябре 1933 на базе Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Нач. РНИИ был назначен нач. ГДЛ И. Т. Клейменов; зам.-нач. ГИРД С. П. Королёв, с янв. 1934 - зам. нач. ГДЛ Г. Э. Лангемак. Коллектив ин-та поддерживал тесную связь с К. Э. Циолковским. Тематика РНИИ охватывала все осн. проблемы ракетной техники. В РНИИ была завершена начатая в ГДЛ разработка ракетных снарядов на бездымном порохе (см. "Катюша"). В ин-те был создан ряд эксперимент. баллистич. и крылатых ракет и двигателей к ним. В РНИИ в 1937-38 были проведены наземные испытания ракетоплана РП-318 с двигателем ОРМ-65; в 1939 - лётные испытания крылатой ракеты 212 также с двигателем ОРМ-65 (см. Опытный ракетный мотор). В 1940 лётчик В. П. Фёдоров совершил полёт на РП-318; в 1942 Г. Я. Бахчиванджи - на ракетном самолёте Би-1 с двигателем, сконструированным в РНИИ. Учитывая основополагающий вклад РНИИ в развитие отечеств. ракетостроения, в 1966 кратерной цепочке (дл. 540 км) на обратной стороне Луны присвоено наименование РНИИ.

РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД, снаряд, доставляемый к цели за счёт тяги реактивного двигателя. Предназначен для поражения боевой техники, живой силы противника и разрушения его оборонительных сооружений. Применяется реактивней артиллерией. Р. с. впервые созданы в СССР (см. "Катюша"), имеют калибры от 37 до 300 мм. По боевому назначению Р. с. делятся на осколочные, осколочно-фугасные, фугасные, кумулятивные, зажигательные, дымовые и др. (см. Снаряды артиллерийские). В качестве топлива в Р. с. используются нитроглицериновые пороха. Для воспламенения порохового заряда применяются пиропатроны и электровоспламенители. Устойчивость Р. с. в полёте достигается при помощи хвостового оперения. Траектория Р. с. состоит из двух участков: активного, на к-ром работает реактивный двигатель, и пассивного, на к-ром снаряд является свободно летящим телом. Существуют активно-реактивные снаряды, к-рые выстреливаются из арт. орудий, что обеспечивает приращение дальности на 25-100% .

РЕАКТИВНЫЙ ТРАНЗИСТОР, устройство, состоящее из транзистора и подключённой к нему фазосдвигающей цепи; обладает управляемым реактивным входным сопротивлением. Р. т.- транзисторный вариант реактивной лампы. Р. т. обладает рядом недостатков (напр., нестабильностью параметров при изменении темп-ры, потреблением тока в цепи управляющего напряжения и др.), из-за к-рых область его применения ограничена. В радиотехнич. устройствах СВЧ функции Р. т. эффективнее выполняет варикап (варактор).

РЕАКТИВЫ ХИМИЧЕСКИЕ, реагенты химические, химические препараты (вещества), применяемые в лабораториях для анализа, научных исследований (при изучении способов получения, свойств и превращений различных соединений), а также для др. целей. В большинстве случаев Р. х. представляют собой индивидуальные вещества; однако к реактивам относят и нек-рые смеси веществ (напр., петролейный эфир). Иногда реактивами наз. растворы довольно сложного состава спец. назначения (напр., реактив Несслера - для определения аммиака). Р. х. выпускаются различной степени чистоты: особо чистые (с пометкой "о. ч."), химически чистые ("х. ч."), чистые для анализа ("ч. д. а."), чистые ("ч."), очищенные ("очищ."), технические продукты, расфасованные в мелкую тару ("технич."). Многие Р. х. специально производятся для лабораторного использования, но находят применение и очищенные химические продукты, выпускаемые для промышленных целей. Чистота Р. х. в СССР регламентируется Гос. стандартами (ГОСТ) и техническими условиями (ТУ). Р. х. разделяют также на группы в зависимости от их состава: неорганические, органические реактивы, реактивы, содержащие радиоактивные изотопы, и др. По назначению выделяют прежде всего аналитические реактивы, а также индикаторы химические, органич. растворители. Ценность и практич. значение аналитич. реактивов определяются гл. обр. их чувствительностью и селективностью. Чувствительность Р. х.- это наименьшее кол-во или наименьшая концентрация вещества (иона), к-рые могут быть обнаружены или количественно определены при добавлении реактива. Напр., ион магния при концентрации 1,2 мг/л даёт ещё заметный осадок после прибавления растворов динатрийфосфата и хлорида аммония. Имеются значительно более чувствительные реактивы. Специфическими считаются такие реагенты, к-рые дают характерную реакцию с анализируемым веществом или ионом в известных условиях, независимо от присутствия других ионов. Специфичных реагентов известно очень мало (напр., к