БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ч. памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение - росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их офиц. программы (прославление католич. церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физич. природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображённое пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509-11; илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193, т. 11, стр. 35) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила" с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорич. фигуры, библейские и мифологич. сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511 - 14), где с особой силой проявилось дарование Р. - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Станца дель Ипчендио, 1514-1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистич. принципы иск-ва Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итал. карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом антич. классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" на вилле фарнезина в Риме (1514).

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици. Флоренция.

В Риме достигает зрелости талант Р.- портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, напр.: сдержанную властность Юлия II (ок. 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (ок. 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость "Женщины в покрывале" ("Донна велата", ок. 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастилъоне, близкого друга Р. (илл. см. т. 5, стр. 276), изнеженность папы-эпикурейца Льва X ("Лев X с кардиналами", ок. 1518, Галерея Палатина). В рим. мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства ("Мадонна Альба", ок. 1510-11, Нац. галерея, Вашингтон; "Мадонна ди Фолиньо", ок. 1511-12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле", ок. 1516, Галерея Палатина).

Рафаэль. Капелла Киджн церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512 -1520. Интерьер.

Самое совершенное произведение Р. - "Сикстинская мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519; илл. см. т. 7, стр. 354)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романа, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произв. отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является "Преображение" (1519-1520, Ватиканская пинакотека).

Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте, и Палладио. После смерти Браманте Р. занял должность гл. архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Папдольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. арх. Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произв. Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществлённым архит. замыслом Р., является рим. вилла Мадама (с 1517 стр-во продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.

Рафаэль и Дж. да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.

Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его иск-во долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие в его произв. высшие образцы идеализирующего иск-ва; поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистич. основы его творчества.

Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963], с. 75 - 116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971; Fisсhеl О., Raphael, v. 1-2, L., [1948]; Dussler L., Raffael. Kritisches Verzeich-nis der Gemalde, Wandbilder und Bildteppichen, [Munch., 1966]; Raffaello, v. 1 - 2, Novarа, 1968. ML. В. Алпатов.

РАФИ ИБН ЛEЙСА ВОССТАНИЕ, восстание в Ср. Азии в 806-810 против владычества Аббасидов. По своей идеологич. направленности часть участников восстания во многом была близка идеологии Муканны восстания. Одной из нeпосредств. причин были налоговые притеснения наместника халифа в Хорасане и Мавераннахре Али ибн Исы. В восстании участвовали: часть местных феодалов - дихканов (см. Дехкан), тюрк. кочевые племена степной полосы Ср. Азии, крестьяне. Возглавил восстание крупный землевладелец Рафи ибн Лейс, выступивший против халифа Харун ар-Рашида, видимо, по личным мотивам. Рафи ибн Лейс захватил и укрепил Самарканд, сделав его своей резиденцией. Восстание охватило обл. Шаш, р-ны Самарканда, Бухары, Ходжента, Уструшану, Фергану, Хорезм и некоторые др. В 809 - начале 810 войска Аббасидов (сначала Харун ар-Рашида, затем его сына Мамуна, который стал наместником Хорасана после отставки Али ибн Исы в 809) безуспешно осаждали Самарканд. По мере того как в восстании усилилась активность крестьян, от него стали отходить дихканы, затем тюрк. племена. Рафи ибн Лейс отошёл от восстания. Покинутые руководителями разрозненные крест. отряды в 810 были разгромлены войсками Мамуна.

РАФИЙ, ар-Рафии Абдаррахман (1889, Эль-Мансура,-1966, Каир), египетский историк, гос. и политич. деятель. По профессии адвокат. В 1907-53 в партии "Ватан", один из её руководителей. В 1923-44 депутат парламента, 1944-49 сенатор. В 1949 мин. снабжения. Активный участник нац.-освободит. движения. Автор 16-томной истории Египта в новое и новейшее время, написанной с патриотич. антиимпериалистич. позиций, и др. работ.

Соч.: Саура сана 1919 (Восстание 1919 г.), 2 изд., Каир, 1955; Фи акаб ас-саура альмисрия (Вслед за египетским восстанием), 2 изд., Каир, 1959; Саура 23 юлия 1952 (Революция 23 июля 1952), Каир, 1959; Аз-Заим Ахмед Ораби (Вождь Ахмед Ораби), Каир, 1961; в рус. пер.- Восстание 1919 г. в Египте, М., 1954.

РАФИКОВ Сагид Рауфович [р. 6(19).4. 1912, дер. Каишево, ныне Дюртюлинского р-на Башк. АССР], советский химик, акад. АН Казах. ССР (1962), чл.-корр. АН СССР (1970). После окончания в 1937 Казанского химико-технологич. ин-та работал в хим. ин-тах АН СССР и АН Казах. ССР. С 1967 председатель Президиума Башк. филиала АН СССР, с 1968 одновременно директор Ин-та химии Башк. филиала АН СССР. Осн. труды по синтезированию высокомолекулярных соединений (поликонденсация, полимеризация, хим. превращения), исследованию реакций окисления и окислительного аммонолиза. Р. - деп. Верх. Совета СССР 8-го и 9-го созывов. Награждён 3 медалями.

Соч.: Введение к изучению высокомолекулярных соединений, М.- Л., 1946 (совм. с В. В. Коршаком); Синтез и исследование высокомолекулярных соединений, М.- Л., 1949 (совм. с В. В. Коршаком); Методы определения молекулярных весов и полидисперсности высокомолекулярных соединений, М., 1963 (совм. с С. А. Павловой и И. И. Твердохлебовой).

РАФИЛИ Микаэл Гасан оглы [12(25).4. 1905, с. Борсунлу, ныне Касум-Исмаиловского р-на Азсрб. ССР,-26.4.1958, Баку], азербайджанский советский поэт и литературовед, доктор филологических наук (1947). В 1930 окончил МГУ. В поэзии выступил как поборник свободного стиха: сб-ки "Окно" (1929), "Новая история" (1934), "Журавль" (1936) и др. Автор работ о творчестве Низами Гянджеви, Физули, М. Ф. Ахундова и др.,