БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121помощи муфты, допускающей самоустановку оси Р. о. Имеются конструкции Р. о., обеспечивающие возможность радиальной подачи резцов для подналадки (компенсации размерного износа резцов) или выполнения углублений, канавок и т. п. Р. о. могут снабжаться виброгасителями для снижения уровня колебаний, возникающих в процессе резания.

РАСТОЧНЫЙ СТАНОК, металлорежущий станок для сверления, зенкерования, развёртывания, растачивания, нарезания резьбы, обтачивания цилиндрич. поверхностей и торцов, фрезерования. Наиболее распространены универсальные горизонтально-расточные станки. Для выполнения ряда операций используют алмазно-расточные станки, а также координатно-расточные станки.

Универсальный Р. с. (рис.) имеет горизонтальный шпиндель, смонтированный в бабке, к-рая перемещается вверх и вниз по передней стойке. Приняты 3 осн. типа компоновки: станки для обработки мелких и средних изделий со шпинделем диаметром до 125 мм, столом, перемещающимся в двух взаимно перпендикулярных направлениях, и неподвижной передней стойкой; станки для обработки средних и крупных изделий со шпинделем диаметром от 100 до 200 мм, столом и передней стойкой, перемещающимися во взаимно перпендикулярных направлениях; станки для обработки особо крупных изделий со шпинделем диаметром от 125 до 320 мм, без стола, с передней стойкой (колонкой), перемещающейся в одном или двух направлениях.

Шпиндельный узел, обеспечивающий станку широкую универсальность, состоит из полого шпинделя, несущего планшайбу с расточным резцом (гл. движение), и внутр. расточного шпинделя, перемещающегося в осевом направлении (движение подачи). Наличие имеющих раздельные приводы планшайбы с радиальным суппортом и внутреннего шпинделя, использование различных приспособлений значительно расширяют технологич. возможности станка (напр., совмещение переходов).

Горизонтально-расточный станок модели

Тенденции развития Р. с.- повышение жёсткости и виброустойчивости, снижение трения в подвижных узлах, применение системы цифровой индикации, числового программного управления, методов дистанционного наблюдения и контроля за процессом обработки (гл. обр. в тяжёлых и уникальных станках).

Г. А. Левит.

РАСТР (нем. Raster, от лат. raster, rastrum - грабли, мотыга), 1) в оптике- решётка для структурного преобразования направленного пучка лучей света. Различают прозрачные Р. в виде чередующихся прозрачных и непрозрачных элементов и отражательные Р. с зеркально отражающими и поглощающими (или рассеивающими) элементами. Геометрич. структура решёток Р. может быть самой разнообразной - как правильной (регулярной), так и неправильной, хаотической. Р. с элементами, не изменяющими хода падающих на них лучей, наз. механическими или щелевыми. Р., фокусирующие лучи, наз. оптическими (зеркальными или линзовыми). В линзовых Р. прозрачными элементами служат мелкие линзочки. Р.- осн. компоненты растровых оптических систем, формирование к-рыми изображений оптических изучает растровая оптика. 2) В полиграфии - оптическое приспособление, применяемое в репродукционных процессах при воспроизведении полутоновых оригиналов. Представляет собой систему одинаковых непрозрачных элементов (чаще всего параллельных линий), нанесённых на стекло или др. прозрачную недеформирующуюся основу. Р. различаются характером непрозрачных элементов (рис.) и числом их на 1 см ( линиатурой). По способу применения делятся на проекционные и контактные. Проекционные Р. (рис., а - г) используются только при фотографировании; устанавливаются внутри репродукционного фотоаппарата на небольшом, предварительно вычисленном расстоянии от фотослоя. Во время экспозиции световой поток, проходя через Р., разбивается на отд. пучки света, одинаковые по размерам, но различные по интенсивности, зависящей от яркости воспроизводимых участков оригинала. Разное кол-во света, достигающее фотослоя, обусловливает образование на негативе засвеченных участков в виде точек (линий) неодинаковой величины. Плотность, структура и общие размеры точек зависят также от параметров съёмки и от характеристик осветителей, Р. и фотоматериала. Контактные Р. (рис., д) предназначены для использования в контакте со светочувствит. слоями и могут применяться как при фотографировании, так и при копировании (перепое изображения с негатива или диапозитива на формный материал). Образование растрового (микроштрихового) изображения происходит в результате поглощения части лучей, идущих от оригинала, точками Р., к-рые имеют неоднородную плотность. Известны серые (серебросодержащие) и пурпурные (на основе мелкодисперсного красителя) контактные Р. Последние предпочтительнее из-за наилучшего качества получаемого изображения. В высокой и плоской печати обычно применяются проекционные двухлинейные Р., наз. также автотипными, с линиатурой 24-60 линий на см (рис., б). В глубокой печати используются спец. высоколиниатурные контактные Р. (рис., е), к-рые участвуют в процессе получения печатных форм на стадии копирования изображения. И. А. Жуков.


Виды растров: а - линейный; б - двухлинейный; в - ромбический; г - корешковый; д - контактный; е - для глубокой печати.

РАСТРАТА, см. в ст. Присвоение или растрата.

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло [1675, Флоренция,- 18(29).11. 1744, Петербург], скульптор, по происхождению итальянец. Ок. 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри в Париже, мрамор, 1703-06, разрушено в 1792). В 1716 приехал по приглашению Петра 1 в Петербург, обязавшись вести архит. и скульпт. работы, устраивать сады, сооружать фонтаны, театр. механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому рус. мастеров. Фактически работал в области скульптуры. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты: Петра I, 1723, Эрмитаж, Ленинград, илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48- 49; неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, Третьяковская гал.; Анны Ивановны с арапчонком, 1733-41, Русский музей, Ленинград; все 3 - бронза; А. Д. Меншикова, мрамор, там же, выполнен И. П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу]. Создал исполненную величия и офиц. торжественности конную статую Петра I (бронза, 1743-44, в 1800 установлена перед Инженерным замком в Петербурге, илл. см. т. 10, стр. 279). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны и др., свинец и др. материалы, 1721-23, илл. см. т. 19, табл. XXXII, стр. 512-513) и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (начаты в 1721).

Б. К. Растрелли. "Императрица Анна Ивановна с арапчонком". Бронза. 1733-41. Русский музей. Ленинград.

Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Бартоломео Карло Растрелли. 1675 - 1744, Л.- М., 1964.

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?),- 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко сер. 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне Елгава, 1738-40); оба пункта на терр. Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четв. 18 в. В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европ. барокко были переосмыслены Р. под влиянием рус. нац. художеств. культуры. Это проявилось в стремлении к пространств. размаху архит. ансамбля, применении характерных для рус. зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растит. мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг.-деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился; илл. см. т. 14, стр. 28) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 арх. И. Ф. Мичуриным; илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80-81 и т. 12, табл. V, стр. 96-97).

В. В. Растрелли. Портрет работы художника П. Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград.


В последней Р., творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центр. куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747-52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив осн. композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интер