БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121лениях бурж. гос. деятелей, междунар. актах и постановлениях (Гаагские конференции мира в 1899 и 1907, "14 пунктов" президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), приводили лишь к распространению пацифистских иллюзий.

Только после возникновения Сов. социалистич. гос-ва, а в дальнейшем - др. социалистич. гос-в, в основе внешне-политич. деятельности к-рых лежит борьба за мир между народами, стали создаваться реальные предпосылки для решения проблемы Р. "Разоружение,- по определению В. И. Ленина,- есть идеал социализма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 152). Уже на Генуэзской конференции 1922 сов. делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. В последующие годы Сов. пр-во неоднократно выдвигало предложения как о всеобщем, так и о частичном Р. в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, в различных комитетах Лиги Наций, на сессиях подготовит. комиссии Лиги Наций к конференции по Р. в 1927 и 1928, на Женевской конференции по разоружению 1932-35. После 2-й мировой войны 1939-45 в Устав ООН в значит. мере благодаря усилиям Сов. Союза были включены положения о разрешении разногласий между гос-вами - членами ООН мирным путём, об отказе членов ООН от угрозы использования или использования силы в междунар. отношениях, а также специальные положения, касающиеся Р. (статьи 11, 26, 47). Т. о., Р. стало общепризнанным принципом междунар. права. Однако империалистич. силы сразу же по окончании войны приступили к форсированию гонки вооружений (её опасность многократно возросла с созданием ядерного и термоядерного оружия, сверхзвуковых реактивных самолётов, баллистич. ракет и др. новых видов боевой техники), к развязыванию "холодной войны".

В этих условиях Сов. пр-во, поддерживая на должном уровне обороноспособность СССР, одновременно настойчиво добивалось совместно с пр-вами др. стран, входящих в сложившуюся в послевоенные годы мировую систему социализма, ограничения гонки вооружений и создания предпосылок для осуществления частичного, а затем и полного Р.

Проблема Р. рассматривалась на всех сессиях Ген. Ассамблеи ООН, в Комиссии ООН по атомной энергии (созд. в 1946 в составе всех членов Совета Безопасности и Канады), в Комиссии по вооружениям обычного типа (созд. в 1947 в составе всех членов Совета Безопасности), в Комиссии ООН по Р. (созд. в 1952 вместо двух вышеназванных в составе всех членов Совета Безопасности и Канады, а с 1958 - в составе всех членов ООН), в Комитете 10-ти [начал работу в 1959 по договорённости между СССР, США, Великобританией и Францией в составе представителей 5 социалистич. гос-в (СССР, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия) и 5 капиталистич. гос-в (США, Великобритания, Франция, Италия и Канада)], в Комитете 18-ти [учреждён в 1961 вместо Комитета 10-ти в составе представителей названных 10 гос-в, а также 8 неприсоединившихся стран (Бирма, Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Египет, Швеция, Эфиопия)], в Комитете по Р. (название к-та, принятое в 1969, после того как состав Комитета 18-ти был пополнен представителями Венгрии, МНР, Аргентины, Марокко, Нидерландов, Пакистана, Югославии и Японии; в янв. 1975 в комитет вошли представители ГДР, ФРГ, Заира, Ирана и Перу), на Женевском совещании глав правительств четырёх держав 1955 и ряде других совещаний, проходивших на разных уровнях.

19 июня 1946 Сов. пр-во представило в Комиссию ООН по атомной энергии проект междунар. конвенции о принятии гос-вами обязательств не применять атомного оружия, запретить его производство и хранение и уничтожить в 3-месячный срок его запасы. США и Великобритания, отказавшись поддержать сов. предложение, противопоставили ему т. н. план Баруха о контроле над атомной энергией, к-рый не предусматривал на деле запрещения атомного оружия, а лишь обеспечивал США монополию в вопросах дальнейшего использования атомной энергии под видом создания не подчинённого Совету Безопасности ООН "междунар. органа" для "контроля" над атомной энергией. 14 дек. 1946 1-я сессия Ген. Ассамблеи ООН приняла составленную па основе сов. предложений резолюцию "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако зап. державы саботировали выполнение этой резолюции, за к-рую они сами голосовали, и отклонили ряд др. сов. предложений, увязывавших вопрос о всеобщем сокращении вооружений и вооружённых сил с решением важнейшей задачи - запрещением и уничтожением атомного оружия.

Оправдывая саботаж Р. под предлогом отсутствия междунар. безопасности, зап. державы одновременно нагнетали междупар. напряжённость путём создания агрессивных военно-политических блоков (НАТО, СЕАТО, СЕНТО и др.) и заключения двусторонних агрессивных военно-политич. соглашений. Линия зап. держав в вопросе о Р. свидетельствовала об их упорном нежелании отказаться от политики атомного шантажа. Создание в СССР атомного оружия в 1949, водородного оружия в 1953, а в последующем межконтинентальных ракет выявило полную несостоятельность этой политики.

Сов. пр-во неизменно продолжало направлять свои усилия на создание предпосылок к решению проблемы Р. В то время как СССР, стремясь добиться прогресса в решении этой проблемы, шёл, насколько было возможно, навстречу западным державам, последние выдвигали неприемлемые требования, рассчитанные на получение ими односторонних преимуществ или замену Р. сбором разведывательных данных под видом "контроля" над Р. Вносившиеся неоднократно в 50-х гг. Сов. пр-вом предложения о частичных мерах в области Р., и в частности предложения о пропорциональном сокращении вооружённых сил 5 великих держав, а также предложения о поэтапном сокращении вооружений неизменно отклонялись странами Запада.

В 1955-58 СССР сократил численность своих Вооружённых Сил на 2 млн. 140 тыс. чел., а в янв. 1960 Верх. Совет СССР принял закон об их сокращении ещё на 1 млн. 200 тыс. чел. Сов. пр-во ликвидировало свою воен. базу на иностранной территории (Порккала-Удд), односторонне прекратило испытания атомного и водородного оружия и заявило о своей готовности не возобновлять их, если зап. державы последуют его примеру (в конце окт. 1958 Сов. пр-во возобновило испытания в связи с тем, что США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов). Вооружённые силы др. социалистич. стран в Европе были сокращены в 1955-58 на 456,5 тыс. чел. Зап. державы ответили на инициативу социалистич. стран дальнейшим усилением гонки вооружений.

Выдающейся мирной инициативой Сов. гос-ва была внесённая им 18 сент. 1959 на рассмотрение 14-й сессии Ген. Ассамблеи ООН Декларация о всеобщем и полном Р. Сессия Ген. Ассамблеи единодушно поддержала идею всеобщего и полного Р. В 1962 Сов. пр-во внесло в Комитет 18-ти проект договора о всеобщем и полном Р. под строгим междунар. контролем; проект содержал детально разработанную программу Р., осуществляемую тремя этапами в течение четырёх лет под наблюдением спец. контрольного органа. В то же время зап. державы в ходе переговоров о практических мерах в области Р. отстаивали лишь такое ограничение вооружённых сил и вооружений, к-рое всецело отвечало их военно-стратегич. и политич. интересам, и отклоняли компромиссные предложения, вносившиеся Сов. Союзом. Однако вопреки стараниям проводников политики "холодной войны" сорвать практическое осуществление любых предложений, направленных на ограничение и сокращение вооружений, изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и мира создавало реальные возможности для постепенного решения проблемы Р. Экономич. развитие и рост оборонной мощи социалистич. стран убедительно выявляли бесперспективность гонки вооружений, против к-рой всё более решительно и энергично выступала прогрессивная междунар. общественность. Ширились антиимпериалистич. выступления в нац. рамках и междунар. масштабе. Вопросы Р. постоянно находились в центре внимания Движения сторонников мира. Проблема Р. ставилась на Совещаниях коммунистич. и рабочих партий, а требование о Р. было включено в разработанные этими Совещаниями документы в качестве одного из важнейших требований. Движение за Р. не могло не оказывать давления на правящие круги капиталистич. стран. Начиная с 60-х гг. по инициативе СССР был подписан ряд соглашений, в известной мере ограничивавших гонку вооружений.

Летом 1963 на совещании в Москве представители США, СССР и Великобритании рассмотрели возможность ограничения испытаний ядерного оружия. В результате 5 авг. был заключён Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под . водой, вступивший в силу 10 окт. 1963.

27 янв. 1967 был подписан Договор о принципах деятельности гос-в по исследованию и использованию космич. пространства, включая Луну и др. небесные тела, запрещающий использовать космич. пространство в воен. целях и размещать на околоземных орбитах ядерное оружие или др. виды оружия массового уничтожения (см. Договор о космосе 1967)', договор вступил в силу 10 окт. 1967.

В 60-х гг. в Комитете 18-ти, а с 1969 - в Комитете по Р. разрабатывались новые договоры, направленные на дальнейшее ограничение гонки вооружений. 5 марта 1970 вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, а 11 февр