БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121а], Београд, 1947; Изабрана дела, Београд, 1959; в рус. пер., в кн.: Поэты Югославии XIX - XX вв., М., 1963.

Лит.: Ostojic Т., Studije о Branku Radicevicu, "Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti", 1918, knj. 218.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,- 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-66); для изучения юридич. наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767-71), где занимался также естественными науками.

Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения франц. просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-ауди-тором (юридич. советником) штаба Финл. дивизии в Петербурге. К этому А.Н. Радищев, времени относится начало его лит. деятельности. В 1771-1773 Р. выполнил ряд переводов; наиболее интересен изданный Н. И. Новиковым в 1773 перевод соч. Г. Мабли "Размышления о греческой истории" с примечаниями Р.; в одном из них он утверждал, что "самодержавство есть наипротивнейшес человеческому естеству состояние", и доказывал, что парод имеет право судить монарха-деспота (Полн. собр. соч., т. 2, 1941, с. 282, прим.). В 1775 Р. вышел в отставку; в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 пом. управляющего, с 1790 управляющий Петерб. таможней).

Материалистически решая осн. вопрос философии ("...Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе", там же, с. 59), Р. отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причём Р. подчёркивал, что при существовании разных видов "силы познания" сама она "едина и неразделима". Гл. свойства материи - бытие, движение, пространство и время. Материальный орган мысли - мозг; отличит. особенность человека - речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что "... будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые" (там же, с. 98), Р. подходил к диалектике.

Историч. процесс Р. рассматривал как развитие по спирали, в к-ром эпохи регресса ("заблуждения", "рабства") сменяются эпохами прогресса ("истины", "вольности"). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. Человек - существо не только общественное, но и активное. Поэтому движущей силой историч. процесса в конечном счёте являются люди; их эгоистич. "страсти" приводили в прошлом к краху "вольности" и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистич. "страстей" и сумеют их обуздать, то в будущем революция, "вольность" может восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Р. огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революц. педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (лит-ре, поэзии, ораторскому иск-ву). Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконч. аллегорич. оратория Р. "Творение мира" (ок. 1779-82), "Слово о Ломоносове" (1780) и др. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Р. писал в "Слове о Ломоносове", "Письме к другу, жительствующему в Тобольске" (1782). Обобщением историч. и политич. концепций Р. стала ода "Вольность" (ок. 1783) - первое произв. рус. революц. поэзии. Революция в России, на взгляд Р., неизбежна, произойдёт она нескоро и ход её будет особым: в процессе революции и гражд. войны громадное гос-во распадётся на части, к-рые объединятся в добровольный союз республик и "...волка хищного (т. е. самодержавие.-Ред.) задавят..." (см. там же, т. 1, 1938, с. 16).

Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли в нём выдающейся личности, вождя составило филос.-политич. основу "Жития Ф. В. Ушакова" (1788, опубл. 1789), сюжетом к-рого является биография друга юности Р. и рассказ о бунте рус. студентов в Лейпциге. Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политич. и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств сделали Р. основоположником реалистич. метода в рус. прозе.

С сер. 80-х гг. Р. работал над главным своим произв.- "Путешествием из Петербурга в Москву", в к-рое ввёл ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. напечатал в нач. 1790 "Письмо к другу", а в конце мая того же года -"Путешествие...". Свободная форма повествования, к-рую давал жанр путешествия, позволила Р. реалистически изобразить разные стороны рус. жизни, различные сословия, рассмотреть политич., социальные, юридич., экономич., историч., этич., эстетич., бытовые и др. проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях рус. жизни, Р. прямо указал на гл. источники зла - самодержавие и крепостничество. Далее Р. вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на "просвещённого монарха" и бесперспективность стихийных крест. восстаний; в конечном счёте, он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни - полная ломка политич. и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнич. строя путём нар. революции. При этом Р., понимая, что условий для революции в совр. России нет, подчёркивал: "Не мечта сие... я зрю сквозь целое столетие" (там же, с. 368-69).

"Путешествие из Петербурга в Москву" (СПБ, 1790). Титульный лист.

Произведение Р., будучи в узком смысле явлением жанра "просветительского путешествия", чрезвычайно сложно в жанровом отношении и соответственно - художественной стилистике. Метод воспроизведения действительности в "Путешествии..." в целом реалистичен; но в воссоздании внутр. мира самого путешественника есть элементы революц. сентиментализма; включённая же в гл. "Тверь" ода - произв. революц. классицизма. Сатирич. обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми сценками; политич. проповедь и филос. публицистика переплетена с драматич. исповедью и шуточными признаниями; сарказм и обличит. пафос оттеняются повседневным говорком, издёвкой, юмором. В повествование о путешествии и размышления героя введены "чужие" рассказы, рассуждения, письма, теоретич. "проекты", историч. и лит. трактаты, стихи, комедийный диалог и т. д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистич. средств Р.- от крест. просторечия (но без обычной в лит-ре эпохи фонетич. транскрипции) и лит. языка, построенного на разговорной речи, до публицистич. "слов" и политич. проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Отрицая теорию "трёх штилей" и стилистич. регламентацию сентиментализма, Р. создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (Москва-Ленинград, 1944). Илл. В. Бехтеева.

Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, к-рым руководила Екатерина II. 30 июня 1790 Р. был заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, к-рую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 Р. был переведён под надзор полиции в одно из имений отца - с. Немцово Калужской губ. В ссылке Р. создал филос. трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-95), ряд экономич. и историч. трудов, поэтич. произв. Статья Р. "Памятник дактилохореическому витязю" (1801-02) заложила основы науч. стиховедения в России.

После воцарения Александра I Р. был "прощён" и определён па службу в Комиссию составления законов. В юридич. трудах и законодат. проектах 1801-02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чём сам писал в "Путешествии..." и др. соч.), Р. отравился.

Осн. соч. Р. находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно ок. 80 списков "Путешествия" и 9 - "Вольности"). Идеи Р. оказали значит. воздействие на А. С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения рус. революционеров, на рус. поэзию и развитие реализма в рус. лит-ре. Музеи Р. находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве Кузнецкого района Пензенской обл.), где Р. провёл детские годы. А. В. Западав.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 3, М.- Л., 1938-52.

Лит.: Ленин В. И.. О национальной гордости великороссов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; Гуковский Г. А., Ради щев, в кн.: История русской литературы, т. 4, М.- Л., 1947; Орлов В. Н., Радищев и русская литература, 2 изд., Л., 1952; Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956; Старцев А. И., Университетские годы Радищева, М., 1956; его нее, Радищев в годы "Путешествия", М., 1960; Благой Д. Д., Радищев, в его кн.: История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966; К