БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121895). В доре-волюц. России подготовка связистов велась в Петерб. технич. уч-ще почтово-телеграфного ведомства [осн. в 1886, с 1891- Электротехнич. ин-т, ныне Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина)]. В 1905 в уч. план этого ин-та А. С. Поповым введён курс "Электрические колебания и электромагнитные волны". В петерб. Электротехнич. и Политехнич. ин-тах были подготовлены первые инженеры и учёные, создавшие уч. курсы по радиотехнике (напр., курс "Научные основания беспроволочной телеграфии" проф. А. А. Петровского, 1907). Радиотехника преподавалась в петерб. Военно-инж. школе (впоследствии - Воен. Электротехнич. академия), к-рую окончил в 1914 М. А. Бонч-Бруевич, сыгравший значит. роль в развитии сов. Р. о.

В первые годы Сов. власти в Москве были открыты телеграфная школа и радиошкола, к-рые в 1920 объединились в Электротехникум нар. связи (с 1921 - Московский электротехнический институт связи). В 30-е гг. основаны Ленинградский электротехнический институт связи, Московский энергетический институт (с радиотехнич. ф-том), Одесский Электротехнич. ин-т связи. В 30-50-е гг. в составе мн. втузов организованы радиотехнич. ф-ты, созданы радиотехнич. ин-ты. В 30-е гг. -возникли специализации. С появлением в 20-е гг. многоканальных систем проводной телеф. связи в технике электросвязи стали применяться электронные лампы, несколько ранее ставшие основой радиотехнич. систем; это привело к постепенному сближению Электротехнич. специальности "телефонно-телеграфная связь" с др. радиотехнич. специальностями.

Высшее Р. о. в СССР в 1974 осуществляли ок. 100 вузов, в т. ч. 7 радиотехники и электроники институтов и 7 связи институтов. Ок. 40 ин-тов готовили радиоинженеров широкого профиля по специальности "радиотехника" с углублённой физико-матсматич. и общерадиотехнич. подготовкой (ежегодный выпуск - ок. 7 тыс. чел.). Студенты знакомятся с принципами и технологией радиооборудования различного назначения, напр. для спутниковой и радиорелейной связи, радиолокации, радионавигации и радиоуправления. Специальность "конструирование и производство радиоаппаратуры" предусматривает подготовку инженеров для разработки конструкций и технологич. процессов производства аппаратуры, обеспечения надёжности, ремонтопригодности и взаимозаменяемости изделий, организации механизированного производства. В ряде ун-тов, политехнич. и отраслевых ин-тов готовятся кадры по специальности "радиофизика и электроника" для участия в физич. исследованиях, связанных с применением СВЧ техники, электронных и квантовых устройств, а также для разработки приборов, необходимых при таких исследованиях (ежегодный выпуск специалистов этого профиля - 2-2,5 тыс. чел.). Инженеры, выпускаемые по специальностям техники связи, Ведут разработки, проектирование и эксплуатацию комплексов оборудования, обеспечивающих местную и магистральную (кабельную, радиорелейную, спутниковую, волноводную и др.) связь. Специальность "автоматич. электросвязь" включает автоматизацию телеф. и телегр. связи и создание сетей связи с высокой досгозерностью передачи всех видов информации, надёжностью и быстродействием. Специальность "многоканальная электросвязь" возникла вследствие развития совр. систем с большой пропускной способностью. К этой группе специальностей относится также "радиосвязь и вещание", включающая все виды радиосвязи, звуковое и телевизионное вещание. Уч. планами всех радиотехнич. специальностей предусматривается изучение общенаучных, общеинженерных, общественных и спец. дисциплин (в т. ч. новейших направлений технич. прогресса - микроэлектроники, цифровой связи, вычислит. техники и др.). Общий годовой выпуск инженеров по специальностям радиотехники и связи превышает 20 тыс. чел., из к-рых св. 50% готовятся на дневных ф-тах.

С развитием в 20-30-е гг. производства электронных ламп началась подготовка специалистов по электронной технике, с 50-х гг.- инженеров по полупроводниковым электронным приборам. Достижения в области использования электронных и квантовых процессов в твёрдом теле обусловили необходимость подготовки (в ряде политехнич. и Электротехнич. ин-тов и в нек-рых ун-тах) специалистов по материалам электронной техники. В 60-е гг. значительно расширился выпуск инженеров по специальностям прикладной электроники, занимающим промежуточное положение между радиотехнич. и Электротехнич. специальностями, по электронной вычислит. технике, по электронной регулирующей аппаратуре и др. См. Электротехническое образование.

Техников с Р. о. готовят средние специальные учебные заведения по 19 более узким специальностям; в их числе: радиоаппаратостроение; телевизионная техника и радиорелейная связь; проводная связь; радиосвязь и радиовещание; радиотехнические измерения и др. Ежегодный выпуск техников по специальностям этой группы составляет 30-35 тыс. чел. В 1973/74 уч. г. только по группе специальностей "радиотехника и связь" в вузах обучалось 146,6 тыс. чел., выпуск составил 21,5 тыс. чел., приём - 28,6 тыс.; в техникумах соответственно: 136,2 тыс., 29,8 тыс., 38,7 тыс. чел. Подготовка квалифицированных рабочих по радиотехнике и связи осуществляется в системе профессионально-технического образования.

В ряде др. социалистич. стран Р. о. осуществляется по специальностям и уч. планам, близким к сов. Р. о. В нек-рых странах (напр., в ГДР) преобладают специальности широкого профиля (напр., "высокочастотная техника" или "электросвязь") с более узкой специализацией в период производств. стажировки и дипломного проектирования. В вузах капиталистич. стран базовое Р. о. отделяется от специализации. Крупнейшие центры Р. о.: в зарубежных социалистич. странах - Машинно-электротехнич. ин-т им. В. И. Ленина в Софии (Болгария), Политехнич. ин-т в Будапеште (Венгрия), Высшее уч-ще транспорта и связи им. Ф. Листа и Технический ун-т в Дрездене (ГДР), Политехнич. ин-ты в Гданьске и Вроцлаве и Технич. ун-т в Варшаве (Польша), Политехнич. ин-т в Бухаресте (Румыния), Высшее технич. уч-ще в Братиславе (Чехословакия) и др.; в капита-листич. странах - Станфордский, Иллинойсский, Принстонский, Западно-Виргинский, Висконсинский, Колумбийский ун-ты, Массачусетсский технологич. ин-т (США), ун-ты Токио и Хоккайдо (Япония), ун-ты в Манчестере, Саутхемпто-не, Бирмингеме, Солфорде, Брайтоне (Великобритания), Парижский, Римский ун-ты и др.

Лит.: Из истории отечественной радиопромышленности, [М. ], 1962; Чистяков Н.И., Радиотехническое инженерное образование в СССР за 50 лет, "Известия высших учебных заведений. Радиоэлектроника", 1967, т. 10, № 12; ЛЭТИ за 50 лет Советской власти, "Известия Ленинградского электротехнического ин-та", 1968, сб. 76; Сhistiakоv N. J., The training of telecommunication engineers in the USSR, "Telecommunication Journal", 1970, v. 37, № 7. H. И. Чистяков.

РАДИОТРАНСЛЯЦИОННАЯ СЕТЬ, обиходное (устар.) название сети проводного вещания.

РАДИОУРОВНЕМЕР, прибор, предназначенный для автоматич. измерения и передачи по радиоканалу связи в приёмный пункт (центр) сведений об уровне воды рек, озёр, водохранилищ и др. водных объектов. Р. состоит из поплавкового уровнемера, устанавливаемого в колодце (могут быть использованы и др. методы измерения уровня воды), преобразователя вертикального перемещения поплавка в электрич. сигналы (код), программного устройства, автоматически включающего по заданной программе прибор, радиопередатчика и автономного источника электропитания. Р. чаще всего устанавливаются для изучения режима вод суши труднодоступных малонаселённых р-нов, а также для оповещения жителей городов и др. населённых пунктов и пром. р-нов о надвигающихся наводнениях.

Впервые Р. был разработан в Гидроло-гич. ин-те С. В. Воскресенским и В. В. Кузнецовым в нач. 60-х гг. и установлен на р. Луга для передачи в Ленинград сведений об уровне воды.

Лит.: Димаксян А. М., Гидрологические приборы, Л., 1972, с. 95-96; Быкова В. Д.. Васильев А. В., Гидрометрия, Л.,,1972. А. М. Димаксян.

РАДИОФИЗИКА, область физики, в к-рой изучаются физ. процессы, связанные с электромагнитными колебаниями и волнами радиодиапазона (см. Радиоволны): их возбуждение, распространение, приём и преобразование частоты, а также возникающие при этом взаимодействия электрич. и магнитных полей с зарядами в вакууме и веществе. Р. сформировалась в 20 -30-е гг. 20 в., объединив разделы физики, развитые применительно к изучению задач радиотехники и электроники.

Осн. направления исследований: 1) теоретич. и эксперимент, исследования электрич. колебаний в колебательных системах с сосредоточенными параметрами (см. Колебательные системы, Колебательный контур) и в непрерывных средах (с распределёнными параметрами). Эти исследования - основа для разработки новых методов генерации, усиления и преобразования колебаний с частотами от 1-2 гц до 1011гц и выше (см. Автоколебания, Генерирование электрических колебаний, Параметрическое возбуждение и усиление электрических колебаний). Исследуются также влияние случайных (флуктуационных) процессов на электрич. колебания в конкретных устройствах и методы выделения сигнала, несущего информацию, из совокупности полезных и случайных (например, шумовых) сигналов (статистическая радиоф