БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121раженным преим. в словесных действиях героев - размышлениях-монологах, диалогах и т. п. Р. близко эпосу, лирике, музыке, драме (творчество древних рапсодов, монологи в театре Шекспира, "драмы для чтения" Гёте, стремление Шиллера к иск-ву театра, "которое ничего бы не изображало, а только значило", главенствующая роль слова в театре Островского и т. п.). Однако до рождения Р. никогда ещё драма не была невидимой и в то же время "актёрской", игровой. Это обусловливает эстетич. своеобразие, особый характер воздействия и восприятия радиодрамы; слушатель находится в обыденной домашней обстановке, действие радиопьесы и образы героев возникают не перед ним, как это бывает в зрелищных иск-вах, а в его сознании и богатство этого художеств. мира во мн. зависит от индивидуальных способностей воображения. Поэтому Р. требует от актёров мягкой, сдержанной, жизненно достоверной, психологически глубокой, тонко нюансированной голосовой игры. Исключительная в Р. роль звука, различных акустич. эффектов определяет специфику радиорежиссуры. Постановщик должен уметь особенно тщательно работать с актёрами над звуковой выразительностью текста, а также использовать магнитные записи, радиоэлектронную технику, соединять в гармоничный, целостный художеств. образ многочисл. звуковые компоненты. Большое значение на радио имеет деятельность звукорежиссёра (см. Звукорежиссура).

[2126-18.jpg]

Р. возникло в нач. 1920-х гг. 15 янв. 1924 лондонская радиостанция передала в эфир первую в мире радиодраму "Опасность" Р. Хьюза. 25 дек. 1925 в СССР состоялась премьера радиопьесы "Вечер у Марии Волконской" (в день столетия восстания декабристов, текст и режиссура Н. О. Волконского). Затем появились т. н. радиофильмы: в Ленинграде - "Степан Халтурин" (1928), "Пётр Моисеенко" (1928), "Октябрь" (1929), "Перекоп" (1930); в Москве - "Камо" (1929), "Десять дней, которые потрясли мир" (1929), "Белморстрой" (1932) и др. В 1932 актёр и режиссёр Э. П. Гарин создал, поставил и исполнил советскую радиомонодраму "15 раундов" (по роману А. Декуэна). С конца 1920-х гг. закладываются основы теории Р. В "Тезисах по радиоискусству" А. В. Луначарский писал: "...для того, чтобы эта форма искусства была действенной, нужно, чтобы она ...создала свои приёмы и методы, основанные на специфических условиях невидимых восприятий и трансформированных механической передачей художественных эмоций" (цит. по ст.: Микрюков М., Радиотеатр - искусство, см. журн. "Театр", 1964, № 12, с. 44). В 1929 при Московском радиоцентре была организована "Мастерская радиотеатра". В качестве радиодраматургов выступали А. Н. Афиногенов ("Днiпрельстан", 1930), И. Ильф и Е. Петров ("Гибель Вороньей слободки", 1931), А. Т. Твардовский (радиопоэма "Путь к социализму", 1931), В. М. Инбер ("Белморстрой", 1932), Ю. К. Олеша ("Молодость века", 1932), К. Я. Финн ("Весь мир", 1932), А. С. Серафимович (радиоэпопея "Железный поток", 1932) и др. В репертуар сов. художеств. радио вошли радиопьесы нем. писателей-коммунистов - "Спасите наши души" ("„Красин" спасает „Италию"") Ф. Вольфа, "Последние новости Берлина" Э. Толлера (обе в 1931). Были созданы произв. Р. на материале классич. лит-ры ("Чипы и люди" по рассказам А. П. Чехова, 1932). К работе на радио стали привлекаться видные режиссёры, актёры, композиторы. В 1934 В. Э. Мейерхольд, используя специфич. звуковые средства Р., поставил на радио "Каменного гостя" А. С. Пушкина. Д. Б. Кабалевский написал музыку к радиопоэме "Галицийская жакерия" (на стихи Б. Ясенского) и радиокомпозиции "Дон Кихот" (по М. Сервантесу). С сер. 30-х гг. осн. внимание художеств. радиовещание начинает уделять популяризации достижений лит., сценич. и муз. произв. Созданы спец. лит. отделы и редакция "Театр у микрофона" (1935). В золотой фонд сов. радио вошли записи художеств. чтения и трансформации лучших произв. театра ("Егор Булычёв и другие" М. Горького, Театр им. Вахтангова; "Воскресение" по Л. Н. Толстому, МХАТ, и др.). Широкую известность получили передачи для детей и юношества (режиссёры Р. М. Иоффе, Н. В. Литвинов, Н. А. Герман и др.). Среди лучших звуковых трансформаций художеств. прозы: "Голубая чашка" и "Чук и Гек" по А. П. Гайдару, "Белеет парус одинокий" по В. П. Катаеву, "Приключения Чиполлино" по Дж. Родари, "Стальное колечко" и "Тёплый хлеб" по К. Г. Паустовскому, "Собака Баскервилей" и "Пляшущие человечки" по А. Конан Дойлу, "Певцы" по И. С. Тургеневу, "Золотой ключик" по А. Н. Толстому, "Маленький принц" по А. Сент-Экзюпери, "Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу.

С 1960-х гг. возрастает интерес к радиодраматургии как самостоятельной, созданной для микрофона лит. форме. На студиях поставлены радиопьесы: "День счастливый, мирный" (1967), "Окраина моря" (1969) и "Пять разговоров с сыном" (1971) А. Н. Мишарина, "Февральский ветер" (1966), "Путешествие по реке" (1972), "Засада" (1973) А. Л. Вейцлера, "Ждите нас утром" (1973) и "Сегодня и всегда" (1974) В. А. Сергеева и др. Р. развивается на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве и др. республиках. Значит. успехов Р. достигло в Эстонии (пост. радиопьес А. Лийвеса - "Шаги", 1960, "Пятое купе", 1961, "Стук в дверь", 1964, "Неоконченный портрет", 1971; Р. Каугвера-"Победа", 1958, "Девятый круг", 1961, "60 минут", 1967, и др.). Большой вклад в развитие Р. внесли актёры и режиссёры: Волконский, Гарин, О. Н. Абдулов, В. С. Канцель, В. И. Качалов, М. И. Бабанова, Р. Я. Плятт, А. А. Консовский, В. А. Сперантова, И. В. Ильинский, В. Н. Пашенная, Д. Н. Журавлёв, Д. Н. Орлов, М. М. Названов, 3. А. Бокарёва и др.; активно работают на радио А. Н. Грибов, В. И. Хохряков, А. В. Баталов, М. А. Ульянов, Ю. В. Яковлев, М. И. Казаков и др.

За рубежом среди авторов и режиссёров радиопьес - А. Зегерс, Б. Брехт (ГДР), Г. Бёлль, В. Борхерт, Г. Айх, 3. Ленц (ФРГ), Я. Ивашкевич, Е. Шаняв-ский, 3. Посмыш, Е. Кшиштонь, Д. Мулярчик, И. Иредыньский (Польша), Д. Шош (Венгрия), Ф. Дюрренматт, М. Фриш (Швейцария), Ив. Наввар, Э. Ионеско (Франция), Л. Макнис, X. Пинтер, Д. Купер, С. Беккет (Великобритания), А. Мак-Лиш, О. Уэллс, Н. Корвин (США), И. Бергман (Швеция) и др.

За всё время существования Р. не сложилось общепринятых представлений о жанровой классификации художеств. радиопроизведений. В сов. и зарубежной практике различные по содержательным и формальным признакам словесно-звуковые произв., создаваемые для выпуска в эфир, получают определения радиодрамы, радиокомедии, радионовеллы, радиобаллады, радиомонодрамы, радиомонолога, радиопьесы-диалога, семейной серии (радиороман), романа в звуковом издании, радиокомпозиции и др.

В СССР и др. социалистич. странах Р.- активная сила в строительстве новой действительности, в воспитании нового человека. Р. в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, Югославии, реалистично, насыщено идеями жизнеутверждения. В капиталистических странах прогрессивное, социально активное Р. развивается в постоянной борьбе с реакционными направлениями в радиодраматургии. Так, "новый хёр-шпиль", "тотальная звукопьеса" (ФРГ), "новая радиодрама" (Великобритания), аудиодрамы и звукопьесы некоторых французских, австралийских и скандинавских авторов возникают в русле таких "антилитературных" течений, как "новый роман", "театр абсурда", "стиль хеппенинг" и др. Выпускается также множество низкопробных "общедоступных" радиопроизв. (в стиле амер. "мыльных опер", финансируемых фабрикантами моющих средств, "пьес ужасов", "полицейских рассказов"), служащих средством отвлечения трудящихся от актуальных социально-политич. проблем, пропагандирующих бурж. идеологию.

Лит.: Белль Г., Семь коротких историй, [Радиопьесы, пер. с нем.], М., 1968; Канат альпинистов. Радиопьесы, М., 1971; Концерт для четырех голосов. Радиопьесы, [переводы], М., 1972; Падение города. Сб. американских радиопьес, пер. с англ., М., 1974; В стороне. Сб. скандинавских радиопьес, [пер.], М., 1974; Зайцев Я., На путях реконструкции радиовещания, "Радиослушатель", 1930, № 27; Миловидов И., Радиопьеса в Америке, там же, 1930, № 22; Смирнов Н., Радиоискусство, там же, 1930, № 14; Канцель В., Звуковой язык - ведущий радиоискусства, "Митинг миллионов", 1931, № 4-5; Вопросы радиодраматургии, [Сб. ст.], М., 1969; Режиссура радиопостановок. [Сб. ст.], М., 1970; Микрюков М., В поисках эстетики радиодрамы, в сб.: Проблемы телевидения и радио, [в. 2], М., 1971; Телевидение и радиовещание за рубежом, [сб. ст.], М., 1973; Giеlgud V. Н., British radio drama. 1922 - 1956, L., 1957; Barnow E., A history of broadcasting in the United States, v. 1-2, N. Y., 1966-68; Neues Horspiel. Essays, Analysen, Gesprache, Fr./M., 1970; Kaziow М., О dziele radio-wym. Z zagadnien estetyki oryginalnego sluchowiska, Wroclaw - Warsz. - Krakow - Gdansk, 1973. М. П. Микрюков.

РАДИОКОЛЛОИДЫ, коллоидные системы, дисперсные фазы к-рых образованы малорастворимыми радиоактивными веществами в ультраразбавленных растворах. Как установлено работами И. Е. Старика и др. исследователей, природа Р. может быть двоякой. Во-первых, Р. могут представлять собой обычные коллоидные системы с твёрдыми частичками (дисперсной фазой), состоящими из молекул, содержащих радиоактивные атомы. Такие Р. называют истинными. Эти Р. могут возникать только тогда, когда соде