БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121учил в ун-тах Вены, Лейпцига и Йены. Проф. Венского (с 1885), Пражского (с 1886) и Лейпцигского (с 1904) ун-тов. Осн. труды по происхождению и развитию мезодермы, а также конечностей и метамерии головы позвоночных. Исследовал развитие хрусталика и стекловидного тела глаза, строение сердца земноводных, мочеполовой системы акул и др. Установил полярность клеточных ядер. Выдвинул совместно с Т. Бовери теорию индивидуальности хромосом, использованную позже для обоснования хромосомной теории наследственности.

Соч.: Theorie des Mesoderms, Lpz., 1897; Uber den Bau und die Entwicklung dor Linse, Lpz., 1900.

РАБОБ, струнный щипковый муз. инструмент, распространённый у большинства народов Азии; см. Рубаб.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ, первая в истории человечества классовая общественно-экономич. формация, основанная на угнетении человека человеком. Осн. антагонистич. классами при Р. с. были рабовладельцы и рабы; рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 68). Непрекращавшаяся классовая борьба между рабовладельцами и рабами была движущей пружиной истории рабовладельческого общества, именно эта борьба в конечном итоге определяла облик общества во всех его аспектах (экономику, юридич. нормы, быт, нравы, уровень техники и науч. знаний, этику, религию, философию, т. е. всю идеологию). Возникший в результате разложения первобытнообщинного строя, Р. с. был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм. Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Р. с. существовал в передовых для того времени странах Азии, Европы и Африки вплоть до 3-5 вв. н. э.; своего высшего развития достиг в Др. Греции и Риме. В период т. н. древней истории (т. е. от разложения первобытнообщинных отношений и до возникновения феодализма) Р. с. был единств. формой классовых отношений, однако рабовладельческие общества сосуществовали со множеством обществ, ещё не вышедших из первобытнообщинного строя, и оказывали на них сильнейшее влияние, способствуя преобразованию их в классовые рабовладельческие общества. Этот процесс характерен для всей древней истории, он завершился образованием огромной Римской империи - самого большого рабовладельческого гос-ва. Ряд народов (германцы, славяне и др.), выступивших на историч. арену после падения Р. с. (после 5 в. н. э.), миновал эту формацию, перейдя из первобытнообщинного строя непосредственно в феодальный.

Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразования. "До того времени не знали, что делать с военнопленными, и потому их попросту убивали, а еще раньше съедали. Но на достигнутой теперь ступени „хозяйственного положения" военнопленные приобретали известную стоимость; их начали поэтому оставлять в живых и стали пользоваться их трудом... Рабство было открыто. Оно вскоре сделалось господствующей формой производства у всех народов, которые в своем развитии пошли дальше древней общины..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 185). Одним из важных факторов, стимулирующих процесс классообразования, было скотоводство, т. к. оно легче, чем земледелие, давало устойчивый прибавочный продукт, что приводило к накоплению такого продукта сначала у племени в целом, а затем у отдельных семей внутри племени (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности). Развитие рабовладения в сочетании с обострением противоречий между имущей племенной верхушкой и массой рядовых общинников закономерно привело к возникновению классового рабовладельческого гос-ва. История представляет чуть ли не бесконечный спектр разных форм рабства и типов рабской зависимости, внешне очень различающихся друг от друга в разных обществах и в разные времена. Тем не менее среди этих черт могут быть выделены главные органические черты рабства: 1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, гос-ва); он - одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина; 2) раб не имеет собственности на средства произ-ва; 3) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономич. принуждения. Так, раб, посаженный на пекулий и даже обрабатывающий его путём эксплуатации других рабов, остаётся рабом, ибо и пекулий, и все средства произ-ва, и рабы раба представляют собой собственность рабовладельца, распоряжающегося окончательно и безапелляционно и самим рабом, и всем, чем он владеет. Наряду с этими главными признаками рабства существуют дополнительные, характерные для того или иного периода и общества признаки, исчезающие или появляющиеся, иногда очень яркие и наглядные. Напр., юридическое положение раба в обществе или, вернее, степень его бесправия согласно юридическому статусу или обычному праву; бытовое положение раба (наличие или отсутствие семьи и т. д., её права, если они есть); профессия и занятия раба (раб в эргастерии, раб на пекулии и т. п.). Нередко какой-нибудь из этих дополнительных признаков принимается за главный, и тогда понятие "раб" существенно изменяется, получается множество несовпадающих, а иногда противоречащих друг другу дефиниций понятия "раб". Совокупность главных, или базисных, остающихся всегда неизменными признаков в сочетании с дополнит. признаками, меняющимися в зависимости от места и времени, образует скользящую шкалу признаков рабства. В многообразии форм рабской зависимости различают два осн. типа рабства: 1) раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства; 2) антич. рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями. К патриархальному рабству относится т. н. домашнее рабство (к-рое нередко определяют как услуги в состоянии рабства и за к-рым не признают экономич. значимости; однако, как правильно указал сов. историк Г. Ф. Ильин, этот неверный вывод зиждется на модернизации понятия " домашнее хозяйство"). В древности в "домашнее хозяйство" входило много (за исключением полевых работ) производств. процессов (молотьба, помол зерна, уход за скотом, изготовление молочных и мучных продуктов, доставка воды, заготовка топлива, изготовление керамики и т. п.). Поэтому использование труда раба в "домашнем хозяйстве" свидетельствует не о суженном применении рабского труда в примитивном х-ве, а, наоборот, о его широком распространении. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его раба (или рабов) в трудовом процессе. Антич. рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло экспроприацию личности раба, как это явствует из сравнения рим. законодательства с др.-вост. судебниками (Законы Хаммурапи, Хеттские законы, Второзаконие). Оба вида рабства (патриархальное и античное) не были однородны. На Западе и Востоке рабство развивалось по одним и тем же законам, и самые разнообразные формы рабства встречаются и на Западе, и на Востоке. В одной и той же стране в одно и то же время обычно сосуществовали разные формы эксплуатации рабов. Как на первом, так и на втором этапах развития Р. с. осн. базисные признаки рабства одни и те же, различны лишь их внеш. формы.

Рабству присущ двойственный характер рабской зависимости и двойственный характер эксплуатации. Причём "...эта двойственность обусловлена... наличием двух экономических секторов в обществе" (Дьяконов И. М., Рабы, илоты и крепостные в ранней древности, см. "Вестник древней истории", 1973, № 4, с. 9, прим.). Под разными секторами подразумевается сектор частный [в пределах разных общинных структур - от родовой общины до города-государства (полиса) и даже до более обширного гос-ва, как, напр., Египет] и сектор государственный (дворец, храм). При этом на стадии патриархального рабства больший удельный вес имел сектор государственный, на стадии антич. рабства - частный. В обоих секторах рабы использовались во всех видах производства - в земледелии, ремесле, строительстве и т. д. Среди этой массы рабов различают два типа: рабы 1-го типа, труд к-рых строго регламентировался и контролировался администрацией, что лишало их возможности проявить какую бы то ни было инициативу, и к-рые совершенно не были экономически заинтересованы, т. к. создаваемые ими продукты труда полностью присваивались хозяином, и рабы 2-го типа, к-рые использовались в основном в с. х-ве, им предоставлялась нек-рая доля самостоятельности и даже экономич. заинтересованности, что создавало у них экономич. стимул. Рабами 2-го типа были рабы на пекулии (иногда с работниками), а также илоты в Спарте, пенесты в Фессалии, коринефоры в Сикионе, гимнесии в Аргосе, лелеги в Карий и др. (по поводу илотов, в частности, существует и иное мнение: нек-рые учёные считают, что илоты не были рабами). Метод эксплуатации рабов 2-го типа в известной мере предвосхищал формы феод. эксплуатации крестьян.

Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рождённые рабами. Для поздней Рим. республики и отчасти для Р