БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121 и производственными плановыми органами и науч. учреждениями в два этапа.

Первый этап - разработка основных направлений развития нар. х-ва страны на плановый период - укрупнённая модель будущего плана. Его задача - выявить наиболее принципиальные, узловые проблемы планового периода и определить пути и средства их решения. Науч. учреждения подготавливают прогнозы и др. предплановые материалы и предложения. Прогнозы научно-технич. прогресса, роста населения и трудовых ресурсов, запасов полезных ископаемых и по др. проблемам играют особо важную роль на начальной стадии работы над планом, когда определяются его гл. задачи и осн. параметры. В последующем прогнозы уточняются, и их данные используются для обоснования намечаемых в пятилетнем плане заданий (см. Прогноз экономический, Прогноз научно-технический).

Предприятия, производств. объединения, мин-ва, союзные республики и местные сов. органы готовят предложения к проекту осн. направлений развития нар. х-ва СССР на предстоящее пятилетие. Эти предложения наряду с прогнозами составляют основу для разработки Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР проекта осн. направлений развития нар. х-ва СССР. Данные и материалы осн. направлений используются при подготовке проекта Директив съезда КПСС по очередному пятилетнему плану. ЦК КПСС выносит проект Директив на всенародное обсуждение, и с учётом его результатов проект рассматривается на очередном съезде партии. Директивы съезда КПСС по пятилетнему плану представляют собой программу осуществления экономич. политики партии, решения важнейших социально-экономич. и научно-технич. проблем в плановом периоде. В них находят отражение осн. параметры плана - задания по росту национального дохода и совокупного общественного продукта, по развитию отраслей, х-ва союзных республик и экономических р-нов страны, произ-ву важнейших видов продукции в натуральном выражении, наращиванию осн. фондов, развитию науч. исследований и внедрению их результатов в нар. х-во, росту производительности труда и реальных доходов на душу населения, а также др. важнейшие показатели, направленные на укрепление производств. потенциала страны и решение социальных проблем. Показатели осн. направлений разрабатываются на последний год пятилетия.

Второй этап - составление на основе утверждённых съездом КПСС Директив развёрнутого пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР с распределением заданий по годам мин-вам СССР, союзным республикам и экономич. р-нам страны. В этих целях Госплан СССР сообщает мин-вам и союзным республикам задания, вытекающие для них из Директив, на основании к-рых они разрабатывают проекты планов по соответствующей отрасли или республике и представляют их в Сов. Мин. и Госплан СССР. Последний рассматривает их и с участием мин-в и Госпланов союзных республик составляет сбалансированный проект пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР в отраслевом и территориальном аспектах, а также по важнейшим комплексным программам и представляет его на рассмотрение пр-ва. После обсуждения и внесения уточнений Сов. Мин. СССР одобряет проект пятилетнего плана и направляет его в Верх. Совет СССР. П. п. р. н. х., утверждённый сессией Верховного Совета СССР, приобретает силу закона. После этого задания плана доводятся до всех исполнителей. Исходя из этих заданий уточняются проекты пятилетних планов развития х-ва союзных и авт. республик, краёв, областей, городов и адм. р-нов, к-рые утверждаются соответственно сессиями Верх. Советов союзных и авт. республик и сессиями Советов депутатов трудящихся краёв, областей и административных р-нов. Пятилетние планы предприятий и объединений утверждаются вышестоящим хоз. органом по установленному кругу директивных показателей. План по полному кругу показателей утверждается руководителем соответствующего осн. звена экономики (производств. объединения, предприятия, орг-ции). Все эти планы - органич. составная часть единого пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР.

П. п. р. н. х. СССР в процессе их разработки координируются с пятилетними планами стран - членов СЭВ. В итоге заключаются договоры с этими странами о взаимных поставках товаров, специализации и кооперировании произ-ва, совместном сооружении предприятий и объектов, проведении науч. исследований и т. д.

На основе пятилетних планов во всех звеньях нар. х-ва разрабатываются и утверждаются текущие (годовые) нар.-хоз. планы. При их составлении учитываются новые возможности междунар. разделения труда, вновь открытые месторождения полезных ископаемых, изменения потребностей в том или ином виде продукции. В итоге выясняются предпосылки, складывающиеся в данном году для выполнения заданий пятилетнего плана, и предусматриваются меры, обеспечивающие их успешную реализацию.

Важную роль играет проверка выполнения пятилетних планов: обеспечение своевременной и правильной реализации целей, задач и осн. положений плана в текущих нар.-хоз. планах. Особое внимание при этом уделяется таким разделам текущих планов, как развитие науч. исследований и внедрение в нар. х-во новой техники, геологоразведочные работы, проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет, капитальные вложения по сферам и отраслям, развитие общего образования, подготовка науч. работников, специалистов и квалифицированных рабочих, размещение производит. сил, совершенствование управления. В процессе разработки и организации выполнения планов совершенствуются методология и методика планирования, повышается уровень науч. обоснования предусматриваемых в них заданий.

Начиная с 4-го квартала 1928 развитие нар. х-ва СССР осуществляется на основе пятилетних планов, воплотивших в себе ленинские идеи и теорстич. положения о перспективном планировании, социальную и экономич. политику КПСС. Каждая пятилетка является крупной вехой в социальном, экономич. и технич. развитии страны, знаменует качеств. сдвиги в пропорциях и структуре обществ. произ-ва.

Первый пятилетний план (1929-32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б) (1927), утверждён 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929). Он явился логическим продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистич. экономики, дальнейшем вытеснении капиталистич. элементов города и деревни, в укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значит. числа крест. х-в. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг т. н. "сверхиндустриализации", и правой оппозиции, требовавшей равнения на "узкие места" в нар. х-ве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

Центральной частью плана явилась его строит. программа, к-рая была направлена на осуществление коренных сдвигов в технике произ-ва, его организации (преобладание крупных социалистич. предприятий) и размещении. При этом учитывались технико-экономич. показатели будущих предприятий, необходимость быстрого развития х-ва нац. окраин. Общий объём капитальных вложений за пятилетие составил 7,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем было вложено за предыдущие 11 лет (1918-28). Половина всех капитальных вложений направлялась на развитие пром-сти (из них св. 75% в отрасли тяжёлой индустрии) и транспорта.

Ряд производств. и строит. заданий 1-го пятилетнего плана был дополнен и конкретизирован решениями 16-го съезда партии о создании 2-й угольно-металлургич. базы на Урале и в Сибири.

Осн. источниками капитальных вложений были прибыль и рентные доходы гос. и кооп. предприятий. Важную роль играли средства трудящихся, получаемые гос-вом посредством выпуска и размещения среди рабочих, колхозников и служащих облигаций гос. займов. Для выполнения строит. программы была повышена доля накопления в нац. доходе с 21,3% в 1928 до 26,9% в 1932. Широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки. В результате пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.

Введено в действие 1500 новых крупных гос. пром. предприятий, заново создан ряд новых отраслей: тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, произ-во алюминия, авиац. и химич. пром-сть. В чёрной металлургии - важнейшей отрасли тяжёлой пром-сти, ставшей основой индустриализации страны, созданы электрометаллургия, произ-во ферросплавов и сверхтвёрдых сплавов, качеств. сталей. Коренным образом реконструированы нефтяная и др. отрасли тяжёлой пром-сти.

Вступили в строй Днепрогэс им. В. И. Ленина, Зуевская, Челябинская, Сталинградская и Белорусская районные тепловые электростанции. Создана 2-я угольно-металлургич. база на востоке СССР - Урало-Кузнецкий комбинат. Построены Кузнецкий и Магнитогорский металлургич. комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные з-ды, Московский и Горьковский автомобильные з-ды, Кондопожский и Вишерский целлюлозно-бум. комбинаты, Березниковский азотнотуковый з-д, Ивановский меланжевый комбинат, 1-й Гос. подшипниковый з-д в Москве и мн. др. предприятия.
<