БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121конвейеров, береговых и плавучих подъёмных кранов, пневмоперегружателей и т. п. Доля автомобильного транспорта в общем объёме перевозок сыпучих грузов, выполняемых П. т., составляет св. 46%. На предприятиях в различных отраслях пром-сти для внутренних и внешних перевозок используются бортовые автомобили и самосвалы, тракторные самосвалы, седельные тягачи, трайлеры, троллейвозы и т. п. Напольный безрельсовый транспорт применяется преимущественно на предприятиях обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового П. т. (электропогрузчики, электротележки, напольные штабелёры) и межцехового П. т. (автопогрузчики, авто- и электротягачи с прицепными тележками). Мобильность и возможность работы с различными грузами при наличии необходимого для этого ассортимента съёмных грузозахватных устройств делают применение погрузчиков весьма эффективным также и в технологич. процессах. Конвейерный транспорт, доля к-рого в общем объёме перемещения сыпучих грузов составляет 12%, обладает высокой производительностью и возможностью полной автоматизации транспортно-перегрузочного процесса, является одним из наиболее эффективных видов внутр. и внеш. П. т. Применение его взамен ж.-д. и автомоб. П. т. позволяет более экономично решать генеральные планы предприятий и обеспечивать доставку массовых сыпучих грузов (уголь, руда, песок и др.) на большие расстояния (до 100 км и более). Канатно-подвесной транспорт широко используется в пром-сти (угольной, строит. материалов, металлургич., химич. и др.) для внутр. и внеш. перевозок грузов (напр., полезных ископаемых от мест добычи к пунктам потребления или передачи на др. виды транспорта, а породы в отвал). Монорельсовый транспорт применяется гл. обр. в обрабат. пром-сти в качестве внутрицехового и межцехового П. т. Технич. средствами этого вида П. т. являются электрич. тали, подвесные электротягачи и электротележки. Гидравлический и пневматич. транспорт обладает теми же преимуществами, что и конвейерный транспорт, и применяется в качестве внутр. и внеш. транспорта машиностроит. предприятий, в угольной, горнорудной и др. отраслях пром-сти. Гидротранспорт используется для удаления в отвалы отходов литейного произ-ва, перемещения породы на открытых горных разработках, для доставки полезных ископаемых. Пневмотранспорт применяется в качестве внутреннего П. т. в машиностроении - для подачи материалов в литейные цехи, для доставки в выработки шахт закладочного материала и т. п. Новый вид пневмотранспорта - пневмокапсульный, как и гидротранспорт, перспективен для перемещения грузов на большие расстояния.

Выбор вида П. т. производится на основе технико-экономич. расчётов, трудоёмкость к-рых может быть значительно сокращена при наличии заранее разработанных областей рационального применения различных видов транспорта, в зависимости от основных факторов (напр., грузопотока, дальности перевозок, рельефа местности и т. п.).

Технич. прогресс в области П. т. характеризуется следующими гл. направлениями: совершенствование организации работ и управления в результате внедрения комплексной производств. технологии, регламентирующей весь процесс произ-ва, включая работы, выполняемые П. т., разработки взаимоувязанной технологии работы П. т. с магистральным транспортом; развитие новых форм организации управления ж.-д. и автомоб. П. т. на основе объединения их в крупные отраслевые и межотраслевые предприятия и комбинаты; организация специализир. баз по ремонту трансп. техники; внедрение централизов. межцеховых перевозок по заранее разработанным маршрутам и графикам (расписанию); внедрение автоматизир. управления П. т. как подсистемы АСУ предприятий; механизация и автоматизация подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и внедрение новой техники, особенно непрерывного транспорта, а также научной организации труда, передового опыта и достижений науки и техники.

Лит.: Берников Л. Н., Пути совершенствования работы промышленного транспорта, в сб.: Совершенствование и развитие промышленного транспорта, М., 1970; Коновалов В. С., Организация, механизация и экономика заводского транспорта, М., 1973. В. С. Коновалов.

"ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Госстроя СССР. Издаётся в Москве с 1972. Освещает проблемы использования ж.-д., автомоб., непрерывного и спец. видов пром. транспорта на предприятиях и стройках, а также взаимодействия его с магистральным транспортом. Тираж (1975) 7 тыс. экз.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР, город, выделяющийся средоточием одной или нескольких отраслей пром-сти. Часто П. ц. одновременно выполняют также и трансп. функции. Профиль центров добывающей пром-сти, как правило, более узок, чем центров обрабат. пром-сти, поскольку производств. специализация первых обусловлена использованием ограниченного круга природных ресурсов. В СССР и др. социалистич. странах П. ц. формируются в ходе терр. планирования развития производит. сил.

ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ИНСТИТУТ Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный (ЦНИИПромзданий), осн. в 1961. Находится в Москве, в ведении Госстроя СССР. На основе изучения и обобщения отечеств. и зарубежного опыта проектирования и стр-ва производств. зданий и сооружений пром. предприятий ин-т совершенствует генеральные планы пром. предприятий и пром. узлов; разрабатывает объёмно-планировочные и конструктивные решения пром. зданий и сооружений, несущие и ограждающие строит. конструкции (для применения их в качестве типовых), системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Ин-т осуществляет подготовку науч. кадров через очную и заочную аспирантуру. Публикует сборники трудов, инструкции.

ПРОНАОС (греч. pronaos - преддверие храма), помещение в античном храме, располагавшееся перед наосом. Спереди П. ограждали обычно две колонны, а с боков - стены в виде антов. Илл. см. т. 19, стр. 419.

ПРОНЕФРОС (от греч. pro - перед, вместо и nephros - почка), головная почка, предпочка, орган выделения у зародышей низших позвоночных; у высших позвоночных и человека П. закладывается, но не функционирует. В процессе развития зародыша П. сменяется мезонефросом. У животных большинства систематич. групп выделит. канальцы П. имеют единый фильтрующий аппарат - сосудистый клубочек, расположенный вблизи воронки (нефростома), к-рой каждый каналец П. открывается в целом. Другие концы канальцев, сливаясь, образуют зачаток пронефрического канала, к-рый растёт назад и впадает в клоаку. См. также Выделительная система, Почки, Вольфов канал.

ПРОНИЦАЕМОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ МЕМБРАН, важнейшее свойство биологических мембран (БМ), заключающееся в их способности пропускать в клетку и из неё различные метаболиты (аминокислоты, сахара, ионы и т. п.). П. б. м. имеет большое значение для осморегуляции и поддержания постоянства состава клетки, её физико-химич. гомеостаза; играет важную роль в генерации и проведении нервного импульса, в энергообеспечении клетки, сенсорных механизмах и др. процессах жизнедеятельности. П. б. м. обусловлена особенностями строения БМ, являющихся осмотич. барьером между клеткой и средой, и служит характерным примером единства и взаимосвязи между структурой и функцией на молекулярном уровне.

БМ проницаемы лишь для небольшого числа низкомолекулярных жирорастворимых веществ (глицерин, спирты, мочевина и др.). Такая проницаемость (простая диффузия) играет сравнительно малую роль в процессах переноса веществ через мембраны. Более важные процессы переноса (транслокации) веществ через БМ происходят с участием специфич. систем транспорта. Предполагают, что эти системы содержат мембранные переносчики (белки или липопротеиды) и, возможно, ряд др. компонентов, осуществляющих связанные с транспортом функции (напр., рецепторные). Переносчик (или их система) связывает переносимое вещество (субстрат) и может перемещаться в мембране. Если переносчики неподвижно фиксированы в БМ, то считают, что в БМ существуют специфич. для переносимого вещества поры или каналы (рис. 1). Если переносчик связывается с субстратом путём невалентных взаимодействий (ионными, гидрофобными и др. силами), то такой процесс наз. вторичной транслокацией; различают 3 её типа (рис. 2): облегчённая диффузия (унипорт), котранспорт (симпорт) и противотранспорт (антипорт). Механизм облегчённой диффузии не зависит от переноса др. веществ в клетку или из клетки. Этим способом переносится, напр., глюкоза в эритроциты. Котранспорт - совместный транспорт двух (или более) веществ в одном направлении. Так, транспорт глюкозы и аминокислот через слизистые оболочки тонкого кишечника сопряжён с транспортом ионов Na+. Механизм противотранспорта подразумевает сопряжение переноса вещества в одном направлении с потоком др. вещества в противоположном направлении. Этим способом осуществляется противоположно направленный перенос ионов Na+ и К+ в нервных клетках (см. Мембранная теория возбуждения). Процессы сопряжённого транспорта (симпорт и антипорт) имеют большое значение в тех случаях, когда переносимое вещество движется против градиента концентрации (из области меньшей в область большей концентрации). Такой активный транспорт, в отличие от пассивного транспорта (по концентрационному градиенту), тре