БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121оисходил в хл.-бум. пром-сти, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производит. сил. Однако для развития П. п. требовались значит. число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта пром. продукции и приток в произ-во крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феод.-крепостнич. системы, приближая падение крепостничества.

Показателем завершения технич. перестройки пром-сти является наступление момента, когда в ведущих отраслях произ-ва осн. масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. В дореформ. период в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной пром-сти осн. масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в основном завершился к кон. 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текст. пром-сти с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабат. предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции, в свеклосахарной пром-сти - 85,1%. В 1882 в горнозаводской пром-сти пудлинговые печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия), давали ок. 90% всего металла, а 63% энергетич. мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей пром-сти ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Технич. перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформ. период. В 60-70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км ж. д., т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью П. п. в России было слабое развитие ряда отраслей маш.-строит. пром-сти (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После крестьянской реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из пром. рабочих крепостной эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося в процессе расслоения.

К нач. 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли в это время большую часть всех пром. рабочих (в 1886-93 в 9 фабричных округах Европ. России 71,8%; в округах с высокоразвитой пром-стью ещё выше: в Петербургском - 89,2%, Московском - 80,2%, Владимирском - 80,5% ). В нач. 80-х гг. уже имелся многочисл. слой потомств. пролетариев.

Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной пром. буржуазии, к-рая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торг. капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей пром-сти предприятия с числом рабочих св. 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего произ-ва. Формированию крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительств. таможенная политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т. п.).

В процессе П. п. в России возникло и стало господствующим крупное пром. произ-во, сложились классы капиталистич. общества, т. е. окончательно утвердился капиталистич. способ произ-ва и выявились присущие ему противоречия (см. Капитализм). Завершение формирования классов капиталистич. общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим направлением всех классовых и обществ.-политич. противоречий в стране.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 5-8; Струмилин С. Г., Промышленный переворот, М., 1944; Яцунский В.К., Промышленный переворот в России. (К проблеме взаимодействия производительных сил и производственных отношений), "Вопросы истории", 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в 1790 -1860 гг., в кн.: Очерки экономической истории России первой половины XIX в., М., 1959; Пажитнов К. А., К вопросу о промышленном перевороте в России, "Вопросы истории", 1952, № 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышленного переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в кн.: Очерки истории СССР. 1861 - 1904, М., 1960, с. 86-90; Рашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономические очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сб.: Рабочий класс и рабочее движение в России, 1861 - 1917, М., 1966; Рындзюнский П. Г., Вопросы истории русской промышленности в XIX в., "История СССР", 1972, № 5; Виргинский В. С., Захаров В. В., Подготовка перехода к машинному производству в дореформенной России; там же, 1973, № 2; Очерки истории техники в России (1861-1917), М., 1973. И. Д. Ковалъченко.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН, территория с ярко выраженной индустриально-производств. специализацией. П. р. в СССР и др. социалистич. странах в планомерном порядке специализируется на тех отраслях, к-рые дают продукцию с наименьшими затратами средств произ-ва и труда. В капиталистич. странах П. р. обычно складывается стихийно, хотя попытки регулирования развития П. р. и имеют место. Для терр. организации П. р. характерно групповое размещение предприятий, образующих промышленные центры и промышленные узлы. См. в ст. Промышленное строительство.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, производственный транспорт пром. предприятий, осуществляющий перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства. С одной стороны, П. т. является неотъемлемой составной частью произ-ва, а с другой - важнейшим звеном транспорта общего пользования. Объём перевозок ж.-д. и автомоб. П. т. примерно в 1,5 раза превышает объём перевозок этими видами транспорта общего пользования в год (св. 12 млрд. т в 1973), объём погрузочно-разгрузочных и подъёмно-трансп. работ составил в 1973 св. 50 млрд. тонна-перевалок при уровне механизации работ до 70%. Численность рабочих, занятых на П. т., составляет примерно 1/4 от общей численности рабочих пром-сти. По территориальному признаку эксплуатации и связи с технологич. процессом производства П. т. разделяется на внутренний и внешний. В обрабат. пром-сти внутренний транспорт включает внутрицеховой и межцеховой, а в добывающей - внутришахтный (подземный), транспорт на поверхности и карьерный транспорт (при открытом способе разработки). Внутрицеховой П. т. является составной частью технологич. процесса произ-ва, выполняя в пределах цехов перемещения заготовок и узлов между рабочими местами, участками и отделениями. Межцеховым П. т., преимущественно не связанным с технологич. процессом, осуществляются перемещения материалов, полуфабрикатов и готовых изделий между цехами и складами, расположенными на территории предприятия или в одном с ним пром. узле. Для совр. маш.-строит. предприятий характерна организация т. н. сквозного транспорта, объединяющего внутри- и межцеховые перемещения. Внешний П. т. предназначен для доставки на предприятия сырья, топлива, материалов, оборудования и др. грузов, а также для вывоза с территории предприятий готовой продукции в пункты передачи её на магистральный транспорт или непосредственно потребителю. На пром. предприятиях СССР используют различные виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, напольный безрельсовый, конвейерный, канатно-подвесной, монорельсовый подвесной (канатные и монорельсовые дороги) и трубопроводный (гидравлический транспорт и пневматический). Технич. базу П. т. составляют: ж.-д. и автомобильный подвижной состав, плавучие средства, подъёмно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины, транспортные здания (напр., депо, гаражи, ремонтные мастерские), сооружения (пути, дороги, причалы, эстакады, галереи и др.).

На долю железнодорожного т р а н спорта в пром-сти приходится 36% всего объёма перевозок сыпучих грузов. Протяжённость ж.-д. путей составляет ок. 130 тыс. км. Наиболее развитые ж.-д. хозяйства имеют чёрная и цветная металлургия, угольная и лесная промышленность, машиностроение. Повышение технического уровня ж.-д. транспорта промышленных предприятий выражается во внедрении прогрессивных видов тяги (тепловозов и электровозов), 4- и 6-осных специализир. вагонов, в т. ч. саморазгружающихся, средств автоматики и телемеханики, диспетчеризации. Средствами водного транспорта выполняется в основном погрузка и разгрузка судов общего пользования, а при наличии у предприятий собственного флота - также и внешние перевозки. Напр., из общего объёма сухогрузов, перевозимых ежедневно речным транспортом общего пользования, св. 25% загружается и выгружается на причалах пром. предприятий, число к-рых превышает 1500, с общей длиной причальной линии св. 157 км. Техническая оснащённость причалов, шахт, рудников, карьеров, металлургич., машиностроит. и др. з-дов характеризуется наличием различного оборудования: