БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121R>И в рус., и в зап.-европ. лингвистике П. и его компоненты долгое время изучались как категории, совпадающие с логич. суждением и его частями (нем. учёный К. Беккер, рус. учёные Н. И. Греч, Ф. И. Буслаев) либо с психологич. актом коммуникации (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов). В изучении П. как собственно языковой, синтаксич. категории, имеющей свои формальные и смысловые (содержательные) характеристики, сложилось неск. направлений, связанных: 1) с учением о П. как о сложной неодноуровневой структуре, одновременно репрезентирующей собою неск. ступеней языковой абстракции (чеш. учёные В. Матезиус, М. Докулил, Ф. Да-неш); 2) с теорией порождающей грамматики и трансформац. синтаксиса [амер. учёные Н. Хомский, 3. Харрис, Д. Ворт, нем. (ГДР) учёный Р. Ружичка]; 3) с разными учениями о П. как о синтаг-матич. цепи связей и отношений, об "аранжировке слов" (нем. учёный И. Рис; амер. учёный Л. Блумфилд; голл. учёный А. де Гроот; франц. учёный Л. Теньер; сов. учёный А. М. Му-хин); 4) с анализом П. прежде всего как единицы значения (дат. учёный О. Есперсен; сов. учёный Л. В. Щер-ба), в 60-70-е гг. - в аспекте теории "глубинных и поверхностных структур" и "препозитивной номинации" (англ. учёный А. Гардинер; нем. учёный У. Вайн-райх; сов. учёные В. Г. Гак, Н. Д. Арутюнова). Активно исследуются парадигма-тич. связи и отношения П., организующие их в определённые системы (Д. Ворт, чеш. учёные П. Адамец, В. Грабе; сов. учёные Н. Ю. Шведова, Т. П. Ломтев).

Лит.: Виноградов В. В., Основные вопросы синтаксиса предложения, в сб.: Вопросы грамматического строя, М., 1955; Пешковский А. М., Интонация и грамматика, в его кн.: Избранные труды, М., 1959; Курилович Е., Основные структуры языка: словосочетание и предложение, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Мельничук А. С., Аспекты общей теории предложения как единицы речи, в кн.: Проблемы языкознания, М., 1967; Мухин А. М., Структура предложений и их модели, М., 1968; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970; Общее языкознание, ч. 2-Внутренняя структура языка, М., 1972; Шведова Н. Ю., О соотношении грамматической и семантической структуры предложения, в кн.: Славянское языкознание, М., 1973; Ries I., Was ist ein Satz?, в сб.: Beitrage zur Grund-legung der Syntax, H. 3, Prag, 1931; Danes F., A three-level approach to syntax, "Travaux linguistiques de Prague", 1966, v. 1.

Н. Ю. Шведова.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ в логике, см. в ст. Высказывание.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ в музыке, составная часть периода, отграниченная каденцией. Самостоят, значение приобретает в незамкнутой гл. партии сонатной формы; порою выполняет функции периода. См. Музыкальная форма.

ПРЕДМЕТ ТРУДА, см. в ст. Средства производства.

ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ, дисциплине учебная, дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производств, деятельности и др. для изучения в уч. заведении. Содержание П. у. определяется учебной программой, перечень (состав) П. у. для различных типов обгце-образоват. школы, специальностей (специализаций) в спец. уч. заведениях, взаимосвязи и последовательность изучения П. у. - учебным планом. Различают П. у. общеобразовательные или общенаучные (основы наук -во всех типах ср. школы; обществ, науки, иностр. языки, высшая математика, физика и т. п.- в высшей школе) и с п е-циальные, определяющие профиль подготовки специалиста. К общенаучным П. у. относят также общетехнич. дисциплины, изучаемые в технич. уч. заведениях,- детали машин, сопротивление материалов, гидравлика и др. См. также Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование и статьи об отдельных отраслях спец. образования, напр. Биологическое образование, Металлургическое образование. М. М. Михайлов.

ПРЕДМЕТИЗАЦИЯ произведений печати, метод многоаспектной аналитико-синтетич. обработки произведений печати по содержанию, заключающийся в отборе и обозначении (как правило, в условной словесной форме) предметов, их свойств и отношений. Под предметом понимается любой объект мысли, описываемый или упоминаемый в тексте, к-рый может быть интересен читателю (потребителю). В качестве пред-метизируемого объекта чаще всего выступает издание в целом (книга, брошюра, журнал и т. п.) или его части (главы, параграфы, страницы, статьи и т. д.).

Объектами П. могут быть не только произведения печати, но и любые другие носители информации, а также информац. запросы. При анализе текста и формулировке предметных рубрик принимаются во внимание конкретные условия использования метода П. и особенности предме-тизируемого документа (напр., при П. книги в целом для каталога учитываются не только её содержание, но также форма и назначение - читательское и целевое).

Практич. приёмы и правила применения метода П. составляют содержание как общей методики П. (разрабатываемой для всех видов документов независимо от их тематики), так и частных методик, определяемых спецификой объекта П. и конкретными информационно-поисковыми задачами (напр., П. мед. лит-ры, П. авторефератов диссертаций и т. п.).

Метод П. широко используется при составлении предметных каталогов, вспо-могат. предметных указателей, предметных указателей литературы и других информационно-поисковых систем. Общность языков предметных рубрик и дескрипторных языков, установленная в информатике, позволяет рассматривать П. как вид индексирования.

Лит.: Кругликова В. П., Пред-метизация произведений печати, М., 1967; Михайлов А. И., Чёрный А. И., Гиляревский Р. С., Основы информатики, 2 изд., М., 1968. Э. Л. Призмент.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, область объектов, универсум рассуждения, универсум рассмотрения, или просто универсум, класс (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста. Под контекстом здесь может пониматься отд. рассуждение или выражающая его фраза, или совокупность фраз, фрагмент науч. теории или теория в целом. Напр., в теории чисел П. о. служит натуральный ряд (множество целых неотрицат. чисел), в математич. анализе -множество действит. чисел, в ботанике -множество всех растений (точнее, растит. видов), а в исчислении предикатов или логике классов - любая фиксированная непустая область. П. о., наз. также универсальным множеством, противопоставляется в логике и теории множеств т. н. пустому множеству (классу, области), не содержащему ни одного предмета рассматриваемого вида и являющемуся её дополнением. Общепринятое представление о П. о. именно как о фиксированной области объекта (согласно к-рому, напр., в теории чисел дополнением к множеству чётных чисел служит множество нечётных чисел, а вовсе не "множество всех мыслимых объектов, не являющихся чётными числами", в каковое должен был бы входить, напр., и данный экземпляр энциклопедии, и вообще "всё на свете", кроме чётных чисел) идёт от Дж. Венна; оно сменило господствовавшую до того (исходившую от Г. Фреге) концепцию "универсальной" П. о., приводящую к парадоксам.

Лит. см. при ст. Логика предикатов. Аксиоматическая теория множеств.

ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, предусматривает возможность сдачи студентами (уч-ся) в течение уч. года зачётов и экзаменов по предметам данного и следующих курсов (при соблюдении последовательности изучения дисциплин, основанной на их преемственности и взаимосвязи). Принята в СССР в высшем заочном образовании, при этом по возможности сохраняются принципы курсовой системы обучения, к-рая применяется на дневных и вечерних ф-тах (отделениях) вузов. В нек-рых уч. заведениях ряда зарубежных стран организация уч. процесса носит характер П.-к. с. о.

ПРЕДМЕТНЫЙ КАТАЛОГ, см. в ст. Каталог библиотечный.

ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, продукты труда для непроизводственного, прежде всего личного, потребления. К П. п. относятся материальные блага, используемые населением для удовлетворения своих потребностей. По назначению среди П. п. выделяют: продукты питания; одежду и обувь; жилища; топливо, осветительные материалы, воду, газ и электроэнергию, применяемые для бытовых нужд; мебель, хозяйственные вещи; книги, журналы; предметы культурно-бытового назначения длит. пользования; предметы для спорта, гигиены, медикаменты. П. п. являются все материальные блага, к-рые потребляются в учреждениях сферы обслуживания, включая здания и сооружения этой сферы, а также в отраслях, удовлетворяющих общественные потребности (управление, наука, оборона).

Мн. продукты труда могут служить как для непроизводственного, так и для производительного потребления. Так, мука, используемая для выпечки хлеба на хлебозаводе, сахар, идущий на приготовление кондитерских изделий, фрукты, из к-рых изготовляют консервы, и т. п. выступают в этих случаях как средства произ-ва.

Специфич. предметы потребления -услуги. В. Ф. Майер.

ПРЕДМОСТНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ, предмостная позиция, тет де - пон, оборонительная позиция, создаваемая с целью прикрытия (обороны) мостовой переправы. Передний край обороны обычно выбирается на удалении, исключающем ведение по переправе арт. огня противника; фланги позиции упираются в реку. На водной