БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ЦЕМЕНТ, собирательное назв. группы цементов.
РЕЛАКСАЦИЯ МАГНИТНАЯ, один из этапов релаксации - процесс установления.
РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (р. 21.5. 1921, Москва), советский физик, акад. АН СССР.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ МИКРОРАЙОНИРОВАНИЕ, раздел инженерной сейсмологии.
СЕРОВОДОРОД, H2S, то же, что сернистый водород.
СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии.
СКАФАНДР (франц. scaphandre, от греч. skaphe - лодка и апёг, род. падеж andros - человек).
СЛОЖНАЯ ФУНКЦИЯ, функция от функции.
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8406202921612109121ой, то заключение не следует логически. Последнее, однако, стало известно лишь после того, как Аристотель создал логику.

А вот совр. С., обосновывающий, что с возрастом "годы жизни" не только кажутся, но и на самом деле короче: "Каждый год вашей жизни - это её 1/п часть, где n - число прожитых вами лет. Но n + 1> п. Следовательно, 1/(n + 1)<1/n".

Исторически с понятием "С." неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста -представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практич. выгоде. (Известно, что сам Протагор оказался жертвой "софизма Эватла".) С этой же идеей обычно связывают и "критерий основания", сформулированный Протагором: мнение человека есть мера истины. Уже Платон заметил на это, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придётся признать законность противоречий (что, между прочим, и утверждали софисты), а поэтому любые суждения считать обоснованными. Эта мысль Платона была развита в аристотелевском "принципе непротиворечия" (см. Логический закон) и, уже в совр. логике,- в истолкованиях и требовании доказательств "абсолютной" непротиворечивости. Перенесённая из области чистой логики в область "фактических истин", она породила особый "стиль мышления", игнорирующий диалектику "интервальных ситуаций", т. е. таких ситуаций, в к-рых критерий Протагора, понятый, однако, более широко, как относительность истины к условиям и средствам её познания, оказывается весьма существенным. Именно поэтому многие рассуждения, приводящие к парадоксам и в остальном безупречные, квалифицируются как С., хотя по существу они только демонстрируют интервальный характер связанных с ними гносеологич. ситуаций. Так, С. "куча" ("Одно зерно - не куча. Если n зёрен не куча, то n + 1 зерно - тоже не куча. Следовательно, любое число зёрен - не куча") - это лишь один из "парадоксов транзитивности", возникающих в ситуации "неразличимости". Последняя служит типичным примером интервальной ситуации, в к-рой свойство транзитивности равенства при переходе от одного "интервала неразличимости" к другому, вообще говоря, не сохраняется, и поэтому принцип математической индукции в таких ситуациях неприменим. Стремление усматривать в этом свойственное опыту "нетерпимое противоречие", к рое математич. мысль "преодолевает" в абстрактном понятии числового континуума (А. Пуанкаре), не обосновывается, однако, общим доказательством устранимости подобного рода ситуаций в сфере математич. мышления и опыта. Достаточно сказать, что описание и практика применения столь важных в этой сфере "законов тождества" (равенства)так же, вообще говоря, как и в эмпирич. науках, зависит от того, какой смысл вкладывают в выражение "один и тот же объект", какими средствами или критериями отождествления при этом пользуются. Другими словами, идёт ли речь о математич. объектах или, к примеру, об объектах квантовой механики, ответы на вопрос о тождестве неустранимым образом связаны с интервальными ситуациями. При этом далеко не всегда тому или иному решению этого вопроса "внутри" интервала неразличимости можно противопоставить решение "над этим интервалом", т. е. заменить абстракцию неразличимости абстракцией отождествления. А только в этом последнем случае и можно говорить о "преодолении" противоречия.

По-видимому, первыми, кто понял важность семиотич. анализа С., были сами софисты. Учение о речи, о правильном употреблении имён Продик считал важнейшим. Анализ и примеры С. часто встречаются в диалогах Платона. Аристотель написал спец. книгу "О софистических опровержениях", а математик Евклид - "Псевдарий" - своеобразный каталог С. в геометрич. доказательствах. Лит.: Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, M., 1960, Б р а д и с В. M , Мпнковский В. Л.. Харчева А. К., Ошибки в математических рассуждениях, 3 изд , M., 1967. M. M. Новосёлов.


СОФИИ ХРАМ в Cтамбуле, Айя-София, выдающееся произведение виСофии храм в Стамбуле 532-537. Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Пристройки 16-18 вв. зант. архитектуры. Сооружён в 532-537 Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Представляет собой трехнефную купольную базилику (дл. 77 м). Возведенный на парусах купол (диаметр 31,4 м) объединён с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, к-рая придаёт интерьеру С. х., поражающему грандиозностью и великолепием, гармонич. единство. Внутри С. х. украшен цветным мрамором и мозаиками, к-рые были заштукатурены турками, превратившими С. х. после 1453 в мечеть (часть мозаик 6-12 вв. расчищена). Наружный облик С. х. искажён тур. пристройками 16-18 вв. (минареты и др.). Ныне - музей. Илл. см. также т. 5, стр. 46 и табл. I (стр. 48).

Лит.· Deichmann A., Hagia Sophia, N. Y.,,1974.


СОФИЙСК, поселок гор. типа в Верхнебуреинском р-не Хабаровского края РСФСР. Расположен на р. Олга (басе. Амура), в 170 км к С.-В. от ж.-д. станции Ургал. Добыча золота.

СОФИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА, крупнейший музыкальный театр НРБ. Открыт в 1908. В 1910 поставил первую нац. оперу"Нищая"Э. Манолова. Работал под назв. "Българска оперна дружба" ("Болгарское оперное товарищество"); в 1921 стал государственным и получил совр. наименование. Созданию С. н. о. содействовали прогрессивные муз. деятели Д. Казаков, И. Славков, А. Букорештлиев, а также видные болг. певцы К. Михайлов-Стоян, И. Вульпе, Б. Гюзелева-Вульпе, работавшие ранее в России. Уже в 30-е гг. складывается первоклассный оперный коллектив. Наряду с болгарскими ставятся произв. рус. и зап.-европ. классики. В 1937 поставлен первый нац. балет "Змей и Яна" X. Манолова. С. н. о. сыграла важную роль в формировании нац. вокальной школы, здесь выступали крупнейшие болг. певцы - X. Брымбаров, M. Василева, П. Димитров, Й. Димчева, Г. Дончев, С. Македонский, H. Карова, X. Морфова, M. Попов, П. Райчев, К. Стоянова, Ц. Табакова, А. Тодорова, Б. Христов. После 2-й мировой войны 1939-45 значит, помощь театру оказали сов. мастера - режиссеры Б. А. Покровский, E. H. Соковнин, балетмейстеры H. А. Анисимова, H. С. Холфин и др., поставившие MH. произв. рус. и сов. композиторов.

К нач. 60-х гг. С. н о. завоёвывает славу одного из ведущих театров мира. В разнообразном репертуаре театра широко представлены произв. болг. композитеров, в т. ч. оперы "Царь Калоян" Владигерова (1936), "Саламбо" (1940), "Хитрый Пётр" (1958) Стоянова, "Момчил" (1948), "Антигона 43" (1964) Пипкова, "Ивайло" Големинова (1959), "Луд-Гидия" Хаджиева (1960); балеты "Гайдуцкая песня" Райчева (1953), "Легенда об озере" Владигерова (1962), "Венгерский всадник" Сагаева (1964) и др. Наряду с мастерами старшего поколения в театре выступают певцы H. Афеян, Л. Бодуров, Ю. Винер, H. Гяуров, P. Кабаиванская, H. Николов, К. Попова, Д. Узунов и др. Гл. дирижёр (с 1946) нар. арт. НРБ А. Найдёнов. С 1953 театр работает в новом здании (зрит, зал на 1400 мест). С. н. о. - один из организаторов Междунар. конкурса молодых оперных певцов (с 1961; финальный тур проходит в здании театра). Коллектив гастролирует во MH. европ. странах, в т. ч. в СССР (1953, 1969).

Лит.: 50 години Народна опера. (Юбилеен сборник), [София, 1959]; Опера в Болгарии, София, 1962.


"СОФИЙСКИЙ ВРЕМЕННИК", летописный свод, составленный при Софийском соборе в Новгороде. Фрагменты "С. в." сохранились в текстах позднейших летописных сводов. Прямые ссылки на "С. в." имеются в разных летописях, дающих материал для его восстановления. "С. в.", по мнению нек-рых учёных, был составлен ок. 1432 Матвеем Михайловым, включившим в летопись ряд записей о своих семейных делах. В начале "С. в." были помещены отрывки из летописного памятника более древнего, чем "Повесть временных лет", из т. н. Начального свода.


СОФИЙСКИЙ ДОМ, название местопребывания (по имени Софийского собора), а также вотчина новгородских владык - епископов, затем архиепископов и с 1592 митрополитов; центр управления новгородской епархией. Возник в кон. 10 в. Во 2-й пол. 12-15 вв. был крупным вотчинником, а новгородские архиепископы пользовались огромным политич. влиянием в Новгородской феодальной республике. После присоединения Новгорода к Москве значение С. д. упало. В кон. 17 в. к С. д. были приписаны Колмов и нек-рые др. новгородские монастыри. В 18 в. после секуляризации монастырских и церк. имуществ С. д. пришёл в упадок.


СОФИЙСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ МАШИН, станкостроительное предприятие НРБ. Расположен в г. София. Осн. в 1948 под назв. "Государственный механический завод" на базе мелких слесарных мастерских и фабрики. В 1957 получил совр. наименование. В 1954-56 проведена первая реконструкция предприятия. Завод выпускает универсальные токарные и шлифовальные станки, токарные автоматы и полуавтоматы. В 1957 завершено стр-во литейного цеха (в 1973 он реконструирован). После второй реконструкции (1964) С. з. м. м. приступил к выпуску станков с программным управлением, агрегатных станков и автоматич. линий на базе агрегатных станков токарной группы. В 1968 вступил в эксплуатацию новый кузнечно-прессовый цех. За 25 лет на заводе выпущено более 30 видо